Лорен Грэхем и Жан-Мишель Кантор. «Имена бесконечности: правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве». СПб: Изд-во Европейского университета, 2011.
«...В эпоху «кризиса математики» на рубеже XIX-XX вв. важную роль играла не только преемственность идей, но и творческая конкуренция. Соперничество французских и русских математиков, искавших новый ответ на один из старейших вопросов математики — вопрос о природе бесконечности, — привело к великим открытиям. Французская школа шла по пути рационалистических решений. Российских же ученых, в частности Дмитрия Егорова и Николая Лузина, основателей знаменитой Московской математической школы, вдохновляли идеи имяславия - мистического движения, объявленного ересью и заключающегося в особом почитании имени Божия. Имяславие зародилось и оформилось в среде русских монахов на Афоне. После их выдворения с острова (строго говоря, полуострова — В.К.) в 1913 г. имяславцы были рассеяны по всей России. Само учение, претерпев философское переосмысление, сохранило существенное влияние в среде интеллектуалов. Именно оно и послужило толчком для одного из ярчайших озарений в математике, позволив русским ученым заглянуть в бесконечное и открыть дескриптивную теорию множеств. Книга ориентирована на читателей, интересующихся историей и философией науки, спецификой научного творчества. В ней освещены история математической революции на рубеже XIX-XX вв., вопросы религиозных верований и идеологических убеждений; рассказывается о борьбе за карьеру, об амбициях, личных мотивах, политических взглядах ученых и о тех этических дилеммах, которые им приходилось решать...»
Как верно сказано в последних строках аннотации, далеко не весь объём книги посвящён проблеме науки и религии. Есть и рассказы о тех соратниках «Лузитании», в жизни которых религия играла второстепенную роль или у которых религиозность вообще не прослеживалась. Я бы сказал, что это книга больше о среде обитания и внутреннем мире советских учёных 1920-30 годов. Конечно, название на обложке в этом смысле не слишком удачное, так как у читателя может сложиться впечатление, что авторы притягивают за уши всю отечественную математику к религии и мистике.
Кстати, интересное интервью с одним из авторов.