Древние люди, какими бы первобытными мы их не считали, знали толк в искусстве, особенно в живописи. Наглядно убедиться в этом можно, посетив пещеру Ласко во Франции. Главная изюминка этого места - это тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, выполненных с потрясающей реалистичностью.
Пещера Ласко - это один из выдающихся памятников позднего палеолита по качеству, количеству и сохранности наскальных рисунков. Ряд специалистов иногда называет это место "Сикстинской капеллой доисторического искусства", созданной примерно 15-18 тысяч лет назад.
Пещера расположена на левом берегу реки Везер внутри известнякового холма Ласко примерно на расстоянии одного километра южнее Монтиньяка - коммуны на юго-западе Франции. Вообще, Монтиньяк славится находками, отражающими следы человека эпохи палеолита.
Пещера Ласко, в отличие от многих других пещер этой области Франции, является относительно "сухой". Слой непроницаемого мрамора ограждает ее от проникновения воды и препятствует образованию кальцитовых отложений. Эти идеальные условия как раз и позволили сохранить в целости и сохранности "шедевры" доисторической живописи до наших дней.
Как и многие знаменитые находки, пещера Ласко была открыта совершенно случайно. 12 сентября 1940 года четверо французских подростков бродили по лесам вблизи Монтиньяка, когда их собака стала обнюхивать таинственную дыру в земле на холме Ласко и соскользнула в нее. Первым за собакой отправился бесстрашный Марсель Равида. За ним последовали его друзья Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка.
Спустившись вниз, подростки оказались внутри огромной подземной пещеры, стены которой были украшены тысячами древних рисунков. Потрясенные находкой друзья сначала договорились сохранить втайне информацию о пещере и самостоятельно ее исследовать. Но позже они все-таки сообщили о ней своему школьному учителю Леону Лавалю.
После этого началось научное изучение пещеры Ласко. Французский археолог и специалист по палеолиту и истории первобытного искусства Анри Брёйль (1877-1961) стал первым исследователем, посетившим пещеру 21 сентября 1940 года. Он первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их.
Позже он дал такое определение этому месту: "Если Альтамира - это столица пещерной живописи, то Ласко - ее Версаль". Для справки: Альтамира - это уникальная пещера в Испании, в которой сохранились цветные настенные рисунки времен позднего палеолита, открытая в 1879 году.
В целом пещера Ласко относительно небольшого размера: длина всех ее галерей в совокупности составляет около 250 метров при средней высоте в 30 метров. Чтобы упростить описание пещеры, ее по традиции делят на зоны, предложенные еще Анри Брёйлем:
- "зал быков" - это первый зал (длиной 17 метров и шириной 6 метров);
- "осевой проход" - это более узкая галерея, идущая от "зала быков" (примерно той же длины);
- "пассаж" - это галерея, расположенная справа от "зала быков";
- "неф" - более высокая и длинная галерея (20 метров), следующая за "пассажем";
- "кошачий лаз" - это узкий коридор (длиной более 20 метров);
- "апсида" - это круглый зал в месте соединения "пассажа" и "нефа".
Среди наскальных изображений животных в пещере Ласко наиболее многочисленны лошади, зубры, олени. Но также можно встретить изображения медведей и крупных животных семейства кошачьих. Животные показаны сбоку, но с повернутыми рогами, что придает картинам живость, свидетельствующую о большом мастерстве их создателей. До сих пор этих животных легко узнать по рисункам.
Археологические данные этого района показывают, что изображенные животные отражают ту фауну, которая была известна людям эпохи палеолита. Преобладающими цветами, использованными древними художниками, были красный, желтый и черный. Красный цвет обеспечивался гематитом, желтый - оксидами железа, черный - либо древесным углем, либо оксидами марганца.
Загвоздка в том, что нигде в районе, прилегающем к пещере, не обнаружено отложений оксидов марганца, найденных в пещере Ласко. Ближайший источник находится примерно в 250 километрах, что указывает на то, что художники Ласко приложили огромное количество усилий для создания своих творений.
Среди художественных приемов древних мастеров живописи можно выделить такие, как полихромия, растушевка и использование перспективы. Помимо картин в пещере Ласко было найдено много инструментов их создателей: кремневых и костяных. Помимо этого были также найдены украшения в виде раковин моллюсков, остатки древних светильников и красящих веществ.
По всей видимости, в пещере Ласко никогда не жили и её в основном посещали ради наскальных изображений, поэтому, скорее всего, она когда-то была местом религиозных и охотничьих обрядов у народов позднего палеолита.
Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции с 27 декабря 1940 года, то есть практически сразу после её открытия. А с октября 1979 года она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.
Если история открытия уникальной пещеры Ласко во Франции Вам понравилась, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".