В 4 часа утра, 8 ноября 2018 года, гружёный под завязку танкер "Sola TS", протаранил и обрёк на гибель норвежский фрегат "HNoMS Helge Ingstad". Вины танкера в аварии нет, это фрегат пересёк ему курс, не отвечал на запросы и откровенно игнорировал все мыслимые правила судоходства в условиях пролива Хельтен-фьорд.
Фрегат норвежского флота, типа «Фритьоф Нансен», был свежим кораблем 2009 года выпуска, его назвали в честь норвежского путешественника Хельге Маркуса Ингстада, по совместительству археолога и писателя. Всего их в серии, теперь было, пять штук. Их построили с 2005 по 2011 год, на замену фрегатам типа "Осло", с возможностью использования как элемента глобальной противоракетной системы альянса НАТО. Происшествие вызвало шок своей нелепостью, оправдывая которую начали искать русский след. Ну конечно, кто как не русские применили свои коварные средства радиоэлектронной борьбы и вывели из строя навигационную систему честных норвежцев. Версия была более чем удобной, поскольку шел фрегат возвращаясь с учений "Единый трезубец", где отрабатывался сценарий противодействия вероятной российской угрозе. Правда по итогу разбирательств, версия эта была признана несостоятельной, на лицо были факты говорившие о вопиющей безалаберности, да и наглости, от части, норвежского экипажа. А теперь подробности.
В волю наигравшись в войнушку, норвежский фрегат пошел домой. Видимо командный состав так устал и так верил в автоматику корабля, что капитан ушел спать, а место на мостике заняли офицеры не имевшие должного уровня подготовки и это при входе в ночное время в оживленный Хельтен-фьорд. Дальше больше, оставшиеся на мостике офицеры решили провести «штурманские учения». Они отключают систему автоматической идентификации, после этого метка корабля с его данными исчезает с экрана радара местной службы движения судов и он становится неопознанным, ну и переходят в режим радиомолчания. Зачем это было делать именно в это время и в этом месте, теперь кроме экипажа "Хельге Ингстада" навряд ли кто расскажет точно. Впотьмах находящиеся на мостике фрегата начинают путаться и принимают огни танкера "Sola TS" за огни одного из терминалов порта. А в это время этот "терминал" движется пересекая им курс со скоростью в 7 узлов. Практически перед самым столкновением танкеру "Sola TS" до фрегата удалось докричаться, его вахтенных убеждали прекратить безобразие, реально оценить обстановку вокруг и резко повернуть в право, но фрегат ответил, что ситуация под контролем, к этому моменту его скорость составляла 17 узлов. И вот, в 4 утра происходит столкновение. Правый якорь "Sola TS" начинает вспарывать правый борт фрегата по диагонали, затем якорь и рогообразная наделка клюза танкера отлетает, вспоротый фрегат начинает тонуть, пройдя незначительное расстояние после столкновения.
Последствия столкновения для фрегата "Хельге Ингстада" были катастрофические. Неконтролируемое затопление началось в трех отсеках, очень быстро оказался затоплен отсек кормовых генераторов, часть жилых и служебных помещений, кладовая. Корабль лишился хода и части энергии. Вода начала просачиваться в отделение рулевой машины и поступать через сальники валопроводов в кормовое и носовое машинные отделения. Ситуацию спасли прибывшие портовые буксиры, они успели затолкать фрегат на мелководье, а затем закрепил его корпус тросами к прибрежным скалам. Погода в Хельтен-фьорде в ноябре, так скажем не совсем спокойная, пока принимали решение как быть дальше с поврежденным кораблем, 13 ноября, в 6 утра тросы начинают рваться и фрегат по скату дна съезжает на глубину и начинает тонуть. Погружение проходило очень быстро и предпринять, что либо просто не успели. Благо лопнули не все тросы и корабль еще как то удерживался за скалы. Дальнейшая спасательная операция затянулась до апреля уже следующего 2019 года. По итогу, оценив повреждения, фрегат было решено утилизировать, сняв все ценное оборудование. И вот 24 июня 2019 года, фрегат "Хельге Ингстад" был исключен из состава норвежского флота.
Теперь более подробно, что потерял норвежский флот, а потерял он корабль водоизмещением 5290 тонн, это полное. Длина наибольшая 132 метра, ширина 16,8 метра. Скорость хода на максимуме 26 узлов, в экономическом 16 узлов, с дальностью в 4500 миль. Сняли с трупа корабля целый комплекс самых самых радиоэлектронных систем, включая боевую информационно-управляющую систему "Иджис". Также сняли арт. систему 76 миллиметров Super Rapid, четыре штуки 12,7-мм Browning M2HB. Сколько было точно на нем противокорабельных ракет NSM, это норвежская тайна, но вместимость пусковых установок 8 штук. Про универсальную пусковую установку Mk41 на 32 ячейки, для противоракет RIM-162 ESSM, тайна еще более темная и уже американская.
С одной стороны печально, корабль красивый, а с другой стороны у НАТО их стало на один меньше.