Найти тему

АЭС на колёсах: какими были проекты реально действующих мобильных атомных электростанций производства СССР

Оглавление
Волга-Атом
Волга-Атом

Судя по просмотрам, на этом канале неплохо «зашла» статья про советский автомобиль Волга-Атом, работающий на ядерной энергии. Поэтому я решила сделать небольшое продолжение этой интересной темы.

Советский Союз мог удивлять, особенно своими разработками в военно-промышленном комплексе и ядерной энергетике. Советским конструкторам и физикам-ядерщикам, единственным в мире удалось создать мобильные атомные электростанции, аналогам которым в мире не существует до сих пор. Одной из таких уникальных разработок стала передвижная атомная электростанция «Памир-630Д».

На фото:  «Памир-630Д»
На фото: «Памир-630Д»

История создания мобильных АЭС

Мотивацией к созданию мобильных АЭС послужило не только желание превзойти Запад, но и огромные территории страны. Такие атомные электростанции на колёсах смогли бы обеспечить отдалённые северные и дальневосточные районы, а также военные базы в Арктике дешёвой электроэнергией.

На фото: ТЭС-3
На фото: ТЭС-3

В середине 1960-х годах появились первые разработки, которые одобрил министр машиностроения Ефим Славский. Первой атомной станцией на колёсах стала ТЭС-3, которую разместили на базе танка Т-10.

Одновременно с ТЭС разработали Антарктическую блочную установку («АРБУС»), а в Димитровграде начал давать тепло и энергию мобильный агрегат ВК-50. Кстати, ВК-50 работает до сих пор.

В начале 1970-х советское руководство охладело к идеям создания АЭС на колёсах, но, несмотря на это конструкторы создали агрегаты второго поколения. Это были мобильные «Волнолом-3» и «Север-2». В 1981 году начала вырабатывать энергию термоэлектрическая станция «ГАММА». Её производительности хватило до 2001 года.

Больших успехов добились сотрудники Института ядерной энергетики НАН БССР, создав передвижную атомную электростанцию, которой дали имя «Памир». Начали работу над проектом в 1976, а к 1985 уже представили две опытные модели.

«Памир-630Д»

Памир-630Д
Памир-630Д

На тот момент это была единственная в мире атомная электростанция на колёсах. Это были два полуприцепа, которые крепились к седельным тягачам военного образца МАЗ-796.

Конструкторы сделали мощный металлический корпус. За стенками корпуса разместили турбореактивные блоки и реактор с мощностью в 630 кВт. В комплексе было ещё два автомобиля, на который был установлен пункт управления, оснащённые компьютерами «Минск», а также отсек для персонала, рассчитанный на 28 человек.

Удивляли технические характеристики. Во-первых, «Памир» имел отличную проходимость, так что легко мог передвигаться по болотистой местности и тундре, достигая любой точки Крайнего Севера. Во-вторых, АЭС могла работать при очень низких температурах. В-третьих, система теплоносителям выступала не вода, а водяной пар. Такое решение главного конструктора Василия Нестеренко позволило уменьшить размеры станции на колёсах и повысить производительность.

Были созданы эффективные системы защиты, так что установка не представляла никакой опасности.

Закрытие проекта

Чернобыльская АЭС после взрыва
Чернобыльская АЭС после взрыва

Передвижная станция была рассчитана на 2 000 часов работы, но на испытаниях одна из АЭС проработала 3 000 часов. Учёные ценили перспективу подобного проекта, но взрыв реактора на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года перечеркнул все планы.

В 1988 году было принято решение закрыть проект. О советском опыте создания ПАЭС в начале XXI столетия вспомнили зарубежные инженеры, оценив огромные возможности подобных малых АЭС на колёсах. Но современные отечественные и зарубежные разработки остаются пока только на бумаге.

Наука
7 млн интересуются