Антикитайская политика Дональда Трампа нанесла ущерб экономике США, и его преемнику в Белом доме. Было бы разумно прислушаться к этому уроку. Если он хочет вернуть экономику США на правильный путь, Джо Байден должен отказаться от антикитайской политики своего предшественника.
Президент США Джо Байден применяет ту же тактику сдерживания Китая, что и его предшественник Дональд Трамп. Основное отличие состоит в том, что нынешний обитатель Белого дома просит союзников присоединиться к борьбе с азиатским гигантом, тогда как Трамп действовал «в одиночку».
Безумие «политики Трампа». Но, как показывает история, опрометчивые торговые войны Трампа усугубили экономические проблемы Америки, не сдержав Китай. Тарифы увеличили издержки производства и потребительские цены, увеличился торговый дефицит (с Китаем), снизилась производственная деятельность в стране и фермеры подверглись финансовому риску. Это связано с тем, что тарифы оплачивались американскими предприятиями и потребителями. Между тем меры Китая «око за око» замедлили импорт американской сельскохозяйственной и другой продукции.
Технологическая война бывшего президента поставила под угрозу финансовую жизнеспособность и технологическое превосходство американских фирм. Китай был крупнейшим покупателем американских технологических компаний, таких как Qualcomm. Огромная потеря доходов, скорее всего, привела к сокращению исследовательской и опытно-конструкторской деятельности американских фирм. Союзники Америки в Азии и Европе не склонны выбирать сторону, потому что большинство из них сильно зависит от Китая в плане своего экономического благосостояния.
Нет, экономика Китая не рушится. Вместо сдерживания экономического подъема Китая, получилось так, что страна, похоже, преуспевает. Это была единственная крупная экономика, которая продемонстрировала положительный рост в 2020-м году, в основном из-за ее эффективных и своевременных мер по борьбе с пандемией Covid-19. Это в сочетании с эффективной политикой восстановления (то есть стратегией двойного обращения) побудило Международный валютный фонд и другие организации прогнозировать рост экономики Китая на 8,1% в 2021-м году и примерно на 6% в дальнейшем.
И вопреки утверждениям американских ученых мужей и политиков, у Китая, вероятно, больше «друзей», чем у США в мире, потому что он является основным торговым партнером и крупным инвестором более чем 125 стран. Проще говоря, Китай несет ответственность за их экономическое развитие и процветание. И в отличие от США, Китай не вторгался и не бомбил ни одну страну.
Китай сопротивляется. Что еще более важно, Китай не сидит сложа руки, а наносит ответный удар американской «дипломатии воинов-волков» – термин, обычно приписываемый Пекину, но более точно описывающий дипломатические позиции США.
На экономическом и технологическом фронтах Китай готовится к сокращению экономических отношений с США или даже к отказу от них. Например, он расширяет торговые отношения с развивающимися странами в рамках инициативы «Один пояс – один путь». С населением в 1,4 миллиарда человек и связями с миллиардами в развивающихся странах потеря американского рынка может замедлить экономический рост Китая, но не приведет к его коллапсу.
Обращение к миру принесло положительные результаты для экономики Китая. Речь идет об увеличении двусторонней торговли между Китаем и членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Торговля между ЕС и Китаем также увеличилась на 5% в 2020-м году, в результате чего Китай заменил США в качестве крупнейшего торгового партнера Европейского союза. Хотя Европейский парламент воздержался от ратификации Соглашения об инвестициях между Китаем и ЕС (CAI), некоторые страны-члены игнорируют это решение. Например, Франция и Германия настаивают на его ратификации. На этом фоне могут быть изолированы США, а не Китай.
Политика восстановления США неустойчива. Как и Трамп, Байден применял очень либеральную денежно-кредитную и фискальную политику, чтобы стимулировать восстановление экономики США. Вливание триллионов долларов на субсидирование частного потребления действительно повысило доверие потребителей и увеличило их расходы. Но темпы роста на 6,4% и 6,5% в первом и втором кварталах этого года, соответственно, не являются устойчивыми. Количественное смягчение Федеральной резервной системы США и печатание триллионов долларов привели к искажениям, в которых спрос намного превысил предложение.
Рост спроса без соответствующего увеличения предложения был, по крайней мере, частично, ответственным за инфляционную спираль, которая превысила 5% в июне. Уровень инфляции ударил по фондовому рынку. В то же время статистика правительства США показала снижение потребления и промышленного производства. Эти разоблачения побудили многих задуматься о возникновении стагфляции – комбинации растущей инфляции и безработицы.
У этой спекуляции есть основания, потому что, как только государственные субсидии на потребление прекратятся, потребительские расходы, скорее всего, упадут. Потеря богатства из-за падения цен на акции приведет к сокращению инвестиций. Падение совокупного частного спроса приведет к росту безработицы. Тем не менее, инфляция может сохраняться из-за нехватки предложения (например, полупроводниковых чипов) в некоторых производственных областях. Например, нехватка микросхем вынудила автопроизводителей сократить производство, что привело к увеличению спроса и цен на подержанные автомобили. А тарифы поддерживали высокие издержки производства и потребительские цены.
Действительно, можно утверждать, что обвинение Китая во всем могло стать одним из основных факторов, способствовавших неспособности Трампа получить второй срок. «Колеблющиеся штаты», которые поместили Трампа в Белый дом, покинули его в 2020-м году, потому что его политика не оправдала того, что он обещал. Следуя политическим стопам Трампа и часто опережая их, Байден еще больше усугубил американо-китайские отношения. Это привело к очень слабому сотрудничеству между США и Китаем по таким глобальным вопросам, как изменение климата, безопасность и другие. Но, без этого сотрудничества шансы Байдена на выполнение своих предвыборных обещаний могут испариться.
Показательный пример - его климатическая платформа. Запрет солнечных панелей и запчастей из Синьцзяна по необоснованным обвинениям в «принудительном труде» может быть основной причиной отсутствия контактов по этому вопросу после апрельской встречи между двумя странами. Так что, Байдену не удастся сдержать Китай и выполнить свои предвыборные обещания там, где не удалось Трампу. В самом деле, Байден может еще больше усугубить и без того токсичные отношения из-за своего «неоконсервативного» уклона, не позволяющего ни одной стране бросать вызов превосходству США.
КЕН MOAK