Начну с одного обстоятельства: я читаю сейчас книгу про Бьелсу и могу потихоньку превращаться в сектанта, который видит влияние Марсело везде и во всем.
Но в случае с Роберто Де Дзерби вспомнить El Loco не будет лишним: сам итальянец отмечал вдохновение идеями Бьелсы.
Пока что максимально поверхностно: "Шахтёр" в позиционной атаке часто располагается по схеме, которую можно записать 3-1-3-3 при формальной 4-2-3-1 в протоколе матча.
Выглядит это так:
1. Степаненко располагается между центральными защитиниками;
2. Антонио - контролирующий опорник, Патрик сохраняет позицию "десятки";
3. Двое футболистов играют приблизительно на одной линии с Патриком в полуфлангах. Это кто-то из пары фулбек/вингер. Чаще в левом полуфланге располагался Соломон, в правом - Додо;
4. Ширину соответственно задаёт второй из пары фулбек/вингер. Слева - Корниенко, справа - Тете. Футболист, который играет шире обязательно играет и выше.
Данное посторонние требует от вингеров и фулбеков правильно интерпретировать положение партнёра и подстраиваться для сохранения командной структуры.
Могу предположить, что определенная свобода есть и у Степаненко: он должен понимать, когда лучше опуститься и стать третим центральным, а когда подняться выше, помогая Антонио насыщать центр.
На скриншоте типичное расположение "Шахтера" с указанием номинальных позиций согласно схеме 4-2-3-1.
Качество игры не следует напрямую из интересности задумки, но все же следует отметить две вещи:
1. "Шахтёр" никогда раньше так не играл.
2. Как минимум схематически и некоторыми принципами игры это очень напоминает команды Бьелсы: "Атлетик", "Марсель", "Лидс".
Об эффективности, удобству игроков и механизмах в рамках этой структуры поговорим немного позже.