Не всем известно, что в ходе полета Гагарина случались нестандартные ситуации разной сложности, о которых прежде предпочитали молчать и которые могли привести к непоправимым последствиям.
Так, накануне отправки ракеты-носителя на старт выявился перегруз в 14 кг. После этого были приняты срочные меры для облегчения “Востока”, предполагающие обрезание нескольких кабелей. Это позже и стало причиной возникновения нестандартных ситуаций. Кроме кабелей для непилотируемых полетов обрезали некоторые важные датчики, рассчитывая на то, что приборов внутри аппарата вполне хватит.
На 1-м этапе полета ракета-носитель выполняла свои функции, однако в конце отказала система радиоуправления, не выключив силовые установки третьей ступени.
Тормозной мотор штатно сработал на 67-й минуте нахождения в космосе, "Восток" с космонавтом начал спускаться. И снова форс-мажор: тормозной мотор не дал необходимого импульса ввиду утечки части горючего.
Неправильная работа тормозных силовых установок привела к нарушению логики стабилизации “Востока”, и угловая скорость резко повысилась.
Аппарат спускался по баллистической траектории, с десятикратными перегрузками, к которым космонавт был готов.
В то время Юрий испытал такие перегрузки, что чуть не упал в обморок.
Сказывалось и психологическое напряжение – после входа капсулы в атмосферный слой произошло возгорание обшивки (температура вне корабля составляла 3000-5000 градусов), стекла иллюминаторов начал заливать расплавленный металл, кабина стала трещать.
“Я горю! Прощайте!” - о таких словах космонавта долго умалчивалось, но точно так он воскликнул, увидев огонь и струйки металла. Юрий готовился к смерти.
Но это горела обшивка, и за счет критической температуры произошло отсоединение спусковой капсулы. Корабль начал снижаться в штатном режиме.
Над катапультировавшимся космонавтом по очереди стали раскрываться тормозной и основной парашюты, потом появился и запасной. Это соответствовало спусковой схеме, хоть и было опасно.
Сперва запасное устройство резко ушло вниз без раскрытия. После раскрытия второго парашюта Гагарин стал спускаться сразу на двух, что мешало управлению полетом.
Гагарин двигался по направлению к земле в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта требовалось открытие клапана для нормального дыхания, но тросик не удалось найти в объемной одежде.
При снижении был утерян носимый аварийный запас. Закрепленная на скафандре укладка с надувной лодкой, продуктами, лекарствами, радиостанцией, оружием внутри весом в 30 кг должна была снижаться под ногами Гагарина. Внезапно запас сорвался и устремился вниз, космонавт остался без вещей первой необходимости.
Спустя 108 минут полета Юрий приземлился в поле близ Энгельса.
Накануне полета Юрий написал жене прощальное письмо на случай катастрофы. К счастью, в 1961 г. оно не пригодилось. Женщина получила его только 27.03.68 г., в день смерти супруга.
Множество трудностей в ходе полета не помешали Гагарину выжить и стать первым космонавтом. Но какой ценой!