Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!
Это письмо Тринадцатого патриарха китайской школы Чистой Земли Инь Гуана (1861—1940 гг.) было адресовано женщине-мирянке Сюй Фу-сянь, искренне желавшей следовать учению Будды. Поэтому оно, очевидно, в первую очередь будет интересно читательницам данного канала. Но это не значит, что мужчинам читать его не имеет смысла!
Приятного и познавательного чтения!
----------------------------
Построив себе хижину на горе Путошань около двадцати лет назад, я всё это время не имел контактов с мирянами. Но недавно эту гору посетил Мастер Юй Фэн, и в течение десяти дней несколько раз навещал меня для того, чтобы рассказать о вашей верности и моральной чистоте, проявляя каждый раз глубокую обеспокоенность. В конце концов я высказал мнение, что, хотя ваша чистота и достойна похвалы, всё же вы не знаете, как следует практиковать правильно.
Также я пообещал ему по возможности написать вам письмо, разъясняющее основные методы практики Чистой Земли, что бы вы могли в соответствии со своими возможностями и условиями идти к Чистой Земле. Мастер Юй Фэн одобрил это моё желание и искренне просил меня сделать это как можно скорее. Такова предыстория этого моего письма.
♦♦♦
Дхарма существует изначально в умах всех живых существ, поэтому, как монахи, так и миряне могут следовать ей. Однако в жизни женщин существует множество ограничений. Например, если вы оставите родной дом и отправитесь в путешествие, вы можете подвергнуться агрессии и домогательствам. Поэтому, лучше всего вам следует оставаться дома, соблюдать заповеди и повторять Имя Будды, направив свои помыслы к возрождению в Чистой Земле. Нет необходимости покидать свои родные места, чтобы стать монахиней. Поездки в храмы и другие святые места для встречи с великими мастерами, дабы под их руководством постичь учение сутр, следует предоставить мужчинам. Женщинам так поступать не стоит. Вы должны стремиться практиковать метод Чистой Земли, ревностно произнося Имя Будды. Если вы соберёте вместе шесть чувств, а ваша декламация станет непрерывной, вы легко и естественно сможете достичь самадхи ещё в этой жизни. Почему бы тогда не побеспокоиться о том, чтобы достичь более высокого уровня возрождения в Лотосовом Пределе после смерти?
Даже если вы не достигнете самадхи, вы все-таки добьётесь возрождения [в Нижнем Лотосовом Пределе] и войдёте в число приближенных к Будде Амитабхе. Вы будете постепенно возвращаться к Истинной Природе и усваивать различные учения. Затем, подобно отражению в зеркале, вы сможете оказаться в мире Саха не оставляя Чистой Земли для спасения живых существ с помощью бесчисленных способов, помогая им всем достичь Чистой Земли и добиться понимания не-возникновения всех вещей. Такое развитие событий ни в коем случае не является отказом от вашей теперешней твёрдой решимости к совершенствованию. В действительности, вы заслуживаете того, чтобы называться истинной женщиной, прекрасным цветком лотоса, распустившемся посреди огня!
♦♦♦
Основой учения Чистой Земли является решимость возродиться в Земле Крайней Радости. Поэтому девиз школы — “Вера, Обеты и Практика”. “Вера” означает веру в то, что мир Саха наполнен Восемью Страданиями, в то время как Чистая Земля — это мир безграничной радости!
После того как вы обретёте твёрдую Веру, вы, подобно заключённому, отчаявшемуся вырваться из своей тюрьмы, должны дать обет оставить мир Саха, и решить достичь возрождения в Чистой Земле, как того хотел бы путешественник, тоскующей по своей родине.
Даже если бы вам преподнесли украшенный драгоценными камнями трон бога-царя Брахмы, вы должны без тени сомнения рассматривать это как причину и условие своей погибели, поскольку это никак не может вам помочь достичь Чистой Земли. Более того, такие желания, как “возрождение в теле мужчины, вступление в духовный сан в раннем возрасте, обретение больших умственных способностей, великой духовной силы...”, должны рассматриваться как запутанные пути совершенствования, способные лишь привести вас назад к исходной точке. Оставьте всё это и стремитесь лишь к возрождению в Чистой Земле. Как только вы возродитесь там, вы вырветесь из цикла Рождений-и-Смертей, выйдете за пределы человеческого мира, вступите в царство мудрецов, достигнете стадии не-возвращения и не-рождения. Оглянувшись назад вы увидите, что и королевский трон, будь то человеческий или небесный, и перерождение в качестве высокопоставленного священника, суть лишь утомительные явления, длящиеся в течение многих кальп без шанса на освобождения. Тогда вы поймёте, что по сравнению с вашим нынешним положением в Лотосовом Пределе все эти устремления ничем не отличаются от мерцающего пламени в сравнении с радугой, или муравья в сравнении с горой!
Таким образом, приверженцы школы Чистой Земли не должны искать ни благословения и заслуг мирских или небесных, ни возрождения в качестве высокопоставленного священника. Такие мысли являются показателем отсутствия глубокой Веры и искренних Обетов. Они ставят барьер между вами и Обетами Будды Амитабхи и препятствуют вам возродиться в Чистой Земле. И это очень печально! Как можно невообразимо возвышенной Чистой Земле предпочесть земное счастье, ведь, когда все заслуги исчерпают себя, вы будете продолжать вращаться в круговороте Рождений-и-Смертей, влекомые течением кармических наваждений, испытывая невыразимые страдания?
Если яд смешать с маслом, оно станет смертельным. Тот, кто следует учению Чистой Земли без правильного настроя наносит себе подобный вред. Вы должны искоренить такие неправильные мысли для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами метода Чистой Земли.
♦♦♦
Однажды развив в себе глубокую Веру и дав искренние Обеты, вы должны крепко держаться за слова “Будда Амитабха”. Независимо от обстоятельств, идёте вы или стоите, сидите или лежите, говорите или молчите, двигаетесь, размышляете, одеваетесь, принимаете пищу, даже находясь в туалете, вы должны твёрдо помнить эти слова. Усилия нужно будет прилагать до тех пор, пока декламация не будет пребывать с вами постоянно, пока Будда не заполнит ваш ум, пока ум и Будда не станут едины. Декламировать следует до тех пор, пока все мирские чувства не будут забыты. Как только ум станет пустым в нём проявится Будда. Так при жизни вы сможете достичь Самадхи Памятования Будды, а в момент смерти возродиться в Верхней части Лотосового Предела.
Практика в этом случае может рассматриваться как развитие своих способностей до предела. В повседневной жизни заслуги, получаемые от совершения даже самых незначительных благих дел, а также заслуги, получаемые от Декламации Имени Будды и чтения сутр — все должны быть посвящены возрождению в Чистой Земле. Тогда любые действия станут практикой, ведущей к этому, как плодородный слой почвы образуется из пыли и песка, а океаны из рек и ручьев. Глубина и широта такой декламации Имени Будды не поддаётся описанию.
Кроме того, вы должны развить в себе бодхичитту, обет спасения живых существ, и посвящать все свои заслуги и добродетели от практики исполнению Четырёх Великих Обетов[1], а также всем живым существам Царства Дхармы. Это создаст глубокую близость с Дхармой и сродство со всем живыми существами, подобно маслу, льющемуся на огонь, или дождю, орошающему молодые саженцы, и поможет вам добиться скорых успехов в практики Махаяны. Упустив это из вида вы превратите свою практику Чистой Земли в одну из эгоистичных, ведущих лишь к собственной выгоде, методик, которым следуют обычные люди либо мудрецы низших ступеней [Архаты и Пратьека-будды]. Знайте, что хотя ваша практика совершенствования и может быть возвышенна, получаемые от неё заслуги могут быть крайне низкими и ограниченными.
♦♦♦
При декламации Имени Будды следует собрать воедино свои мысли. Декламация зарождается в разуме и направляется в уста, каждая фраза, каждое слово должны произноситься чётко и разборчиво. Вы также должны ясно слышать, как произнесённые вами слова отзываются в вашем уме, возвращаясь в него. Если слух находится под контролем, другие органы чувств также держатся в узде и не гонятся за внешними явлениями. Так может быть быстро достигнута однонаправленность разума. В Шурангама-сутре приводятся такие слова бодхисаттвы Махастхамапрапты:
Собрать воедино шесть чувств и, пока не достигнешь самадхи, непрерывно повторять Имя Будды — вот, к чему нужно стремиться!
Бодхисаттва Манджушри учил тому же:
Направив слух внутрь “услышать” Истинную Природу — так Истинная Природа станет Высшим Путём.
Не думайте, будто бы устное [Памятование Имени] не является глубоким методом и прибегать к другим методам, таким как Визуализация, Созерцание Изображения или Декламация Будды Истинного Признака. Из четырёх методов Памятования Будды только устная Декламация отвечает способностям всех живых существ. Если будет сохранена однонаправленность разума, возвышенная истина Истинного Признака будет полностью раскрыта, и чудесное царство Западной Чистой Земли станет ясно видно.
Следовательно, Истинный Признак достижим с помощью устной Декламации; вы можете увидеть Западную Чистую Землю без применения метода визуализации. Метод Декламации — чудесная дверь на Пути, наикратчайший путь к Просветлению.
В наши дни люди, как правило, не понимают учения, лежащие в основе Визуализации или Истинного Признака. Поэтому, если они будут следовать этим методам, то могут оказаться под влиянием различных демонов. Таким образом, наилучший подход заключается в том, чтобы выбрать самый простой метод практики, который, тем не менее, позволяет достичь удивительного плода Просветления. Вы не должны пытаться сократить дорогу, так как в конечном итоге вы потеряете Путь, и поиск освобождения обернётся для вас гибелью. Опасайтесь этого!
[Далее, после краткого изложения нескольких комментариев к текстам Чистой Земли, чтобы пояснить некоторые их моменты, Мастер продолжил].
После того, как вы прочтёте эти книги, вы будете иметь полное понимание принципов учения Чистой Земли. Не имеет значения, насколько глубоко вы знаете сутры и знаете ли их вообще. Без полного понимания учения Чистой Земли, даже если вы глубоко изучили весь буддийский канон и открыли в себе Истинный Разум, пройдут неисчислимые кальпы прежде, чем вы придёте к Изначальному Обету, позволяющему вырваться из цикла Рождений-и-Смертей. Декламация Имени Будды является универсальным лекарством от всех болезней. Не воспользоваться им, зная о том, насколько оно замечательно — вот поступок, достойный самого большого сожаления! Знать же о нём, но не практиковать, или в практиковать, но лишь ради любопытства, не всерьёз — ещё больший повод для страданий и сожалений!
♦♦♦
Что возложения на себя обетов мирян, вы можете посетить храм, если у вас есть для этого средства и возможности. Но почему вы так хотите туда поехать? Всё, что нужно — это иметь серьёзные, искренние мысли, в течение семи дней подряд совершить покаяние в своих грехах перед своим домашним алтарём и выразить желание возложить на себя обеты мирянина. На седьмой день вам следует встать на колени перед изображением Будды и произнести:
“Твой ученик по имени … возлагает на себя Пять заповедей и клянётся исполнять обязанности мирянина. Клянусь, что до конца жизни я не буду убивать живых существ, не буду красть, предаваться половой распущенности, лжи и принимать опьяняющие напитки”.
Троекратное повторение этой клятвы равносильно принятию обетов мирянина. Самое главное совершить этот ритуал с полной искренностью, и тогда все заслуги и блага от такого принятия равносильны тому, если бы вы прошли официальную церемонию посвящения в храме.
Вам не следует думать, будто бы обеты, принятые таким образом, идут вразрез с Дхармой. Наоборот, знайте, что этот метод следует мудрому учению Будды Шакьямуни, изложенному в Брахмаджала-сутре ("Сутра о сетях Брахмы").
На горе Путошань осенью не проводится никаких церемоний принятия обетов. Они происходит только в течение семи недель после лунного Нового Года. Так что я искренне настаиваю, чтобы вы оставались дома и практиковали Декламацию Имени Будды, а не пробивались бы сквозь туман и снег к горе Путошань.
Если же вы будете упорно придерживаться своего мнения, не желая изменить его, вы упустите возможность отличить добро от зла, повредите собственному совершенствованию и выкажете неблагодарность по отношению к искренним словам старого монаха. Я хочу, чтобы вы достигли цели вашей практики в этой жизни, и уж точно не имею ни малейшего желания сдерживать ваше совершенствование в Дхарме. Если вы тщательно обдумаете мои слова, вы сами увидите это.
♦♦♦
Что касается вашего намерения свести счёты с жизнью, потому что вы не можете стать монахиней, то такое намерение является заблуждением и безрассудством. В разгар этого Века Конца Дхармы сколько монахов и монахинь достойны быть учителями? ... Тем более, как женщина, вы можете подвергнуться оскорблениям, нападкам со стороны властолюбивых учителей или окажетесь втянуты в подлые и низкие интриги.
Вам только кажется, что “покинуть дом” и стать монахиней — это освобождение, но вы ещё не знаете многих трудностей и препятствий, с которыми сталкиваются монахи и монахини.
Кроме того, не думаю, что самоубийство освободит вас от забот и тревог этой жизни! После смерти вы возродитесь в другом теле, не говоря уже о том, что, учитывая ваше гневное состояние ума, вы вполне можете переродиться в царстве животных. Поймите, даже вновь родиться женщиной вам будет очень сложно. Но, даже если вам удастся возродиться в человеческом облике, нет никаких гарантий, что вы встретите Дхарму и будете практиковать её! Но, даже если вам повезёт и в этом, кто знает, посчастливится ли вам встретить учение Чистой Земли, метод, который позволяет любому человеку вырваться из цикла Рождений-и-Смертей в течение одной жизни?!
Более того, даже если вы и встретите учение Чистой Земли, не лучше ли продолжать жить и терпеливо совершенствоваться прямо сейчас, чтобы, когда это тело прекратит своё существование, сразу же возродиться в Земле Крайней Радости?
Мои слова иссякли и советы исчерпаны. Позвольте же узнать: давал ли вам кто-нибудь уже по этим вопросам такие объяснения, какие дал сейчас я? Если вы не будете следовать словам старого монаха, вы проявите неблагодарность по отношению к его учению. Более того, боюсь, что ваши страдания в будущем будут неизмеримо больше, чем сейчас!
-------------
[1] Четыре Великих Обета – обеты, даваемые при вступлении на путь Махаяны:
- Как бы ни были неисчислимы живые существа, обязуюсь спасти их всех;
- Как бы ни были неистощимы страсти, обязуюсь усмирить их все;
- Как бы ни были неисчерпаемы Дхармы, обязуюсь овладеть ими всеми;
- Как бы ни была непостижима природа Будды, обязуюсь её постичь (прим. переводчика).