ПСАЛОМ-ПЛАЧ
В некоторых версиях Библии после паузы для размышления (селах) в стихе 21 псалом 9 заканчивается, и начинается новый, 10-й. Как бы мы ни рассматривали этот псалом - как единое целое или как два разных псалма, со стиха 22, несомненно, происходит смена тем. Первая часть псалма 9 рисует Бога Судьей всех народов. А эта часть поднимает извечный вопрос о зле в мире: “Почему Бог не остановит злых людей прямо сейчас?” Автор знает, что грех и Бог не совместимы. Он также знает, что Бог судит грех, но он не может понять, почему Бог не откликается тут же, чтобы осудить зло и нечестивых. В продолжении псалма 9 на этот вопрос дается ответ.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 22, 23)
В продолжении псалма 9 (ст. 22) Давид ставит под сомнение действия Бога. Он изображает Бога безразличным зрителем, который стоит далеко в стороне и прячет Свои глаза в то время, когда Его народ особенно нуждается в нем.
«Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют» (ст. 22, 23).
Гордые и нечестивые обижают бедных без всякого противодействия. Давид считает, что настало время для злых испытать на себе все то зло, которое они причиняли другим. Он хочет, чтобы их коварные планы ударили бумерангом по ним самим, а не по несчастным обиженным.
II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ (ст. 24-32)
Давид анализирует проблему, которую он видит, описывая характер, разговоры и поведение нечестивых. Ярким и живым языком он передает их гордость, неуважение, неверие, бездуховность, ложное ощущение безопасности, злословие и пренебрежение Богом.
«Ибо нечестивый хвалится похотию души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога”!» (ст. 24, 25).
Нечестивый человек всегда хвастает - и словами, и всем своим видом - своими планами и своей жизнью. Он алчен и завистлив, он проклинает Господа и выталкивает Его из своих мыслей. Он не ищет Господа и даже не предпринимает попыток узнать, как Ему можно угодить. Конечный результат его жизни - практический атеизм. Возможно, он и не отрицает существования Бога, но живет так, как если бы Бога не было.
«Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: “не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла”. Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба. Сидит в засаде за двором; в потаенных местах убивает невинного... Говорит в сердце своем: “забыл Бог, закрыл лицо Свое, не увидит никогда”» (ст. 26-32).
Псалмопевцу кажется, что безбожникам все время сопутствует успех, как если бы Бог уже больше не осуждал грех. Нечестивые насмехаются над всяким, кто противостоит им. Они говорят: “Не будет нам вреда от нашего греха”. Их язык служит им во зло: они пользуются им, чтобы проклинать, лгать, ругаться и одолевать других. Они только и ждут удобного случая, чтобы погубить невинных. Вместо того, чтобы искать возможностей служить другим, они ищут путей их уничтожения. Подобно львам, подстерегающим свою жертву, они исподтишка нападают на бедных и пользуются их несчастьем. Обижая бедных, вдов, попранных, они говорят: “Бог не осудит нас. Он даже не видел, что мы сделали!”
III. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 33-39)
Наглядно описав проблему, Давид затем обращается к Тому, кто, как он знал, может ее решить, - к Богу. Если Бог не знает решения, значит, его вообще не существует.
«Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: “Ты не взыщешь”? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения... Господь - царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле» (ст. 33-39).
Пытаясь представить себе, как можно решить эту трудную проблему, автор видит следующие четыре истины. Первая: он осознает, что Бог видит все, что происходит в мире (ст. 35). Ничто не скроется от Него. Вторая: он знает, что Бог расправлялся с грехом в прошлом (ст. 35, 37). Целые народы были Им уничтожены; однажды Он даже уничтожил весь мир водой в наказание за грех. Третья: он понимает, что Бог не допустит злу быть безнаказанным всегда (ст. 37). Его праведность не позволит Ему не замечать грех. Настанет время, и Он осудит грех, а не простит его. Четвертая: он знает, что Бог укрепит тех, кто верит в Него (ст. 35, 38, 39). Если Он не избавит праведных от угнетения нечестивыми, то защитит их Своими вечными руками. Если Божий суд приходит не сразу, то Он позаботится и укрепит сердца страждущих. В конце концов, Он оправдает их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалмопевец осознает, что Бог не всегда осуждает грех, как только последний совершается. Мы можем желать, чтобы Бог расправился с грешниками и грехом тут же, но, чтобы защитить право человека на свободный моральный выбор и чтобы было выполнено Его предназначение для этого мира, Бог может подождать до Судного дня, когда заставит нечестивых оплатить свои счета. Всякий грех немедленно осуждается Словом Божьим, но не всякий грех тут же влечет за собой физически осязаемое наказание; иногда приходится ждать до тех пор, пока не наступит избранный Богом день.
Если мы призваны терпеть обиды со стороны нечестивых, то давайте встретим это тяжелое испытание с верой в Бога. Он укрепит нас и проведет нас через него. Судный день наступит для всех грехов и грешников. Придет и время оправдания для всех праведников.