Основная часть комплекса Тиуанако (Зона 1)
Пирамида Акапана
Тут ударными темпами идут “реставрационные” работы. Все причесывают и приглаживают. Сама же “пирамида” представляет из себя холм, во многом аналогичный Пума-Пунку.
Наверху разнообразные громадные блоки с высочайшим качеством обработки. Блоки довольно хаотично разбросаны вокруг того, что археологи считают “бассейном” или “озером” на вершине Акапаны, а на деле представляет из себя громадную воронку.
Окаймляющая кладка имеет поразительную особенность: нижние слои подверглись гораздо более сильной эрозии, чем слои верхнего яруса. Это указывает на строительство в несколько этапов и весьма значительный период между ними. Однако не исключен (и гораздо более вероятен, если судить по ряду вторичных признаков) вариант, что второй этап – древняя и/или современная реставрация.
Кантаталита
Этот объект настолько сильно разрушен, что археологи даже не берутся за реконструкцию, оставив блоки в том положении, в каком они и были.
Полуподземный храм
Каласасайя
Как и Полуподземный Храм, так и Каласасайя – результат сразу двух реставраций, древней и современной.
Блоки кладки между большими вертикальными столбами уложены явно без соблюдения своего первоначального функционального назначения (углубления под крепления, пропилы и т.п. не соответствует тому, что находится на соседних блоках).
Между тем на весьма солидный возраст исходной конструкции указывает сильнейшая эрозия как вертикальных столбов, так и лестницы у центральных ворот. Верхние две ступеньки лестницы – единый монолит, длиной только в проеме около 7 метров (а концы блока уходят внутрь кладки стен).
Ворота Солнца и Луны
Зону между воротами Солнца и Луны и вокруг можно было назвать “садом камней на руинах”.
Качество обработки отдельных блоков немыслимо для индейцев даже периода самого что ни на есть расцвета известной историкам теотиуаканской цивилизации.
Еще несколько блоков, уложенных рядом с одним из местных музеев.
Старые фото комплекса Тиауанако (фото находятся в музее в Ла-Пасе). К сожалению, снимки со снимков, да еще и через стекло… (А. Скляров)