Найти в Дзене

О необходимости "главного калибра"на современных кораблях

Приветствую на канале, граждане.

Интересно, кто-нибудь из людей увлекающих морскими вооружениями, военной техникой и системами, интересовался: -Зачем, на корабле устанавливают арт системы большого калибра?

Как правило, даже на кораблях малого водоизмещения можно увидеть арт системы до 100мм. На современных, отечественных фрегатах пр. 22350 монтируют, уже 130 мм установки АК 192М.

-2

А ведь век артиллерийских дуэлей канул в лету, уже, очень давно.

Из истории военно-морских сражений, мы знаем, что последними, кто применил артиллерийские корабли, были Американцы. Так, во время войн в Корее и Вьетнаме, линкорами «Айова» и «Нью Джерси» было выпущено около 28 000 снарядов, калибра 406 мм. Использование монструозных орудий было завершено линкором «Миссури» во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Как мы видим, последний опыт основывался на применении корабельной артиллерии против технологически отсталого противника, который не в состоянии организовать сопротивление, адекватное, применяемому оружию. Но, уже в последних случаях видно, что корабельные орудия использовались по береговым целям, а не в сражении с кораблями противника.

Так для чего же, на военных кораблях, находятся артиллерийские системы большого калибра (100, 127, 130, 155 мм)?

Возможно, что это дань традиции, а возможно, это психологическая проблема, связанная с боязнью остаться безоружным перед лицом неприятеля.

Использование арт систем против вооруженных папуасов на берегу по- прежнему актуально для многих любителей продвижения демократии.

Но, даже тут, не всё гладко. Папуас, нынче, пошёл шибко продвинутый и может вмазать из-за пальмы самодельной ракетой, собранной из комплектующих от Али экспресс.

Современной проблемой корабельной артиллерии является чрезвычайно малая дальность и низкое могущество используемых боеприпасов. Калибр, уже, не тот.

Наиболее продвинутые арт системы НАТО - МК-45, имеют дальность в 38 км., что значительно превышает дальность нашей корабельной артиллерии, находящейся в пределах 20-23 км. Для современных, морских средств поражения, это смешно.

-3

Поэтому, подошедший к берегу, для артиллерийской поддержки десанта, корабль, может оказаться под ударом береговых ракетных комплексов, собранных рыбаками в местных хижинах.

Кроме малого калибра, боекомплект артиллерийской системы, не блещет многочисленностью. Применение корабельной артиллерии, при проведении операций по поддержке десанта, ограничится 1-3 минутами активного огня одним стволом калибра 127(130) мм.

«Горячий» боекомплект АК-130 составляет 180 выстрелов, при максимальной скорострельности 80 выстрелов в минуту. АК -130, до сих пор считается самой мощной арт системой в мире.

-4

«Горячий» боекомплект МК-45 составляет 20 выстрелов при скорострельности 20 выстрелов в минуту. Правда, тот же «Арли Берк» возит на борту- 680 снарядов в погребе. На дозарядку требуется время.

Использование крупной артиллерии против аэродинамических целей, выглядит также странным, именно из-за ограниченности боекомплекта. Все знают, что для работы в качестве ПВО, арт системам требуется «дикое» количество снарядов. Боеприпасы с радо и радиолокационными взрывателями, отчасти, спасают ситуацию, но использование 130 мм или 155 мм орудия против БПЛА, при наличии на борту штатных средств ПВО, выглядит чрезмерно увлекательным представлением.

Надо сказать, что бесполезность корабельной артиллерии крупного калибра не ограничивается поддержкой десанта и участием в ПВО. Можно придумать еще массу полезных дел. Например, ритуальные функции, парадные, противопиратские, сигнализация времени, выражение восторга и грусти капитана (три выстрела), Командира БЧ 2 (два выстрела), кока (один выстрел и граната).

Считают, что выгода арт систем в дешевизне боеприпасов. Но при правильном подходе, для уничтожения 1 –ой воздушной цели в виде штурмовика, корабельные зенитчики тратили до 8000 снарядов калибра 80-100 мм. И это не предел совершенства. Прикинув то да сё, выяснится, что применение Артиллерийского вооружения и не так уж и дёшево.

В принципе, как давно уже, все поняли, артиллерия на корабле имеет целесообразность при достаточно большом могуществе припаса, большой дальности и высокой точности. А таких боеприпасов к корабельным системам в России нет. Зато есть у супостата. Но по большим деньгам.

Управляемые, активно - реактивные снаряды для калибров 127 мм и 155 мм у США имеются. И дальность довольно приличная – 115 км для 127 мм., и цена до 37 000 долларов. В Европе отличилась Норвегия. Норвежцы испытали управляемый снаряд на расстояние до 150 км на ПРД. Для эсминца «Зумвольт», вместо рельсотронов предложено применять управляемые снаряды LRLAP к пушкам AGS калибра 155 мм, стоимость около миллиона долларов за штуку. Да, дальность более 150 км по паспорту, но «тамавгавк» стоит практически столько же и имеет дальность гораздо выше, при значительно более тяжелой БЧ.

-5

Наводятся все эти боеприпасы по спутниковым системам позиционирования, которые, как правило, подвержены помехам. Отказались от этих снарядов американские военные и правильно сделали.

А вот норвежские снаряды, судя по всему, имеют шанс на жизнь. При удачных завершениях испытаний, неприятности от такого боеприпаса уже могут иметь место. Для технологически отсталого соперника. Потому как, по большому счету, даже 115 или 180 км, для современных ПКР, это не дистанция.

На расстояние артиллерийского выстрела может подпустить только «трамвайный лох» или корабль страны, у которой нет авиаразведки, спутниковых группировок и мощных радаров.

Мои попытки найти пользу от корабельных пушек, не увенчались успехом. Ак-130 - «Петра Великого» или АК-192м - «Адмирала Горшкова», от этого не демонтируют и свои 150 тон на носу, «Петя» будет носить до конца своих дней.

Вот такие вот пироги с котятами, граждане. Заходите, если, что.