Найти тему
Глобальная История

История Месопотамии (II. Неолит - Халафская культура (начало)

В Передней Азии в IX – VIII тысячелетиях до н.э. начался переход от охотничьего-собирательского, то есть присваивающего хозяйства, к хозяйству производящему, основанному на земледелии и скотоводстве. Процесс этот завершился в VII – VI тысячелетиях. К этому времени в Верхней Месопотамии (север долина рек Тигр и Евфрат) образуются первые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Вскоре началось активное освоение равнины, а в Синджарской долине возникают первые поселения. Ранние поселенцы в долине двух великих рек принадлежали к хассунской культуре и обладали долгим опытом ведения скотоводчески-земледельческого хозяйства. Дома, которые возводили эти люди были многокомнатными, но конечно же одноэтажными. Они умели изготавливать разнообразную посуду и освоили плавление металлов. Первым металлом с которым столкнулись люди была медь. В природе в чистом виде она встречается не часто. Но люди быстро заметили, что этот материал, который можно было растопить, поддается ковки, обретает прочность в результате закаливания. Следующим шагом стало открытие того, что медь можно находить в камне и выплавлять ее оттуда. Вероятно уже в хассунском обществе происходили социальные изменения, вызванные переходом к производящему хозяйству. Возрастала самостоятельность отдельных (нуклаарных) семей. Нуклеарная семья, это небольшая семья состоящая из всего двух поколений родственников – родителей и их детей. Вот что пишет Антонова Е.В. в своей книге «Месопотамия на пути к первым государствам»: «В области социальной организации возникновение производящего хозяйства создало возможность такого изменения ее форм, которое было по сути своей равнозначно разложению этих последних в том виде, в каком они сложились в эпоху развитого первобытного общества... На передний план все более выдвигалась в качестве основной ячейки общественной организации семья, притом в совершенно новых формах...»

В то же время происходило усиление роли контактов между отдельным общинами и объединения. Люди, которые стали привязаны к определенному месту обитания, то есть стали оседлыми легче устанавливали связи с окружающими их поселениями, что вело к возникновению более крупных общественных объединений, а в перспективе закладывало основы государственности.

Теперь же мы поговорим об основной теме этой статьи – неолитической, Халафской культуре. Говорить мы будем о не й не только сегодня, но и в еще одной-двух статьях, так как тема крайне объемная и интересная. Халафская культура по сути задала основные направления неолитического прогресса на территории Передней Азии и в долине рек Тигр и Евфрат в частности. Здесь сразу хочется внести еще одну ремарку о оседлости. Исследователь первобытности Гордон Чайлд полагал, что оседлость предшествует возникновению производящего хозяйства. И следовательно также считается, что изготовление керамики появляется раньше, чем земледелие и скотоводство. Вот как описывает он явление неолитической революции в своей книге «Расцвет и падение древних цивилизаций»: «В Ближней Азии, Египте и Европе археологи раскопали тысячи хорошо сохранившихся скелетов соответствующих времен от неолитической революции до городской революции, от всего же периода палеолита нам пока досталось всего несколько сотен человеческих скелетов, хотя палеолит длился в десять или пятьдесят раз дольше, чем неолит! Рост населения неолита в конечном счете ограничивался противоречиями в новом типе хозяйства. Увеличение количества людей влекло за собой увеличение жизненного пространства. Для поддержки образующихся семей было необходимо освоение новых земель и пастбищ для увеличивавшегося поголовья скота и домашней птицы, чтобы производить больше пищи. От каждого самообеспечивающегося поселения должны были отпочковываться дочерние деревни. Свидетельством данного процесса является распространение неолитической экономики по всему миру. На практике, конечно, производители пищи (земледельцы и скотоводы) пополняли свои ряды за счет охотников и собирателей. И последние далеко не всегда пассивно подчинялись вытеснению или изгнанию. Иногда первобытные люди воспринимали и приспосабливали к себе экономический уклад вторгшихся на их территорию пришельцев».

-2

Само понятие «неолит» — то есть по-гречески «новый камень» — новый каменный век, ввел в научный оборот Джон Леббок, в книге «Доисторические времена». Сохранение каменной индустрии при переходе от добывающего к производящему хозяйству является главной отличительной чертой неолита. Продолжая и развивая Леббока, Чайлд объяснил, как произошел этот переход, который сам лорд полагал, в духе прогрессистских идей XIX века «естественным» следствием человеческого развития.

Но вернемся к Халафской культуре. Широта распространения ее памятников, причем не только в Верхней Месопотамии, и яркость материальной культуры издавна привлекали к себе внимание исследователей. Халафская культура принадлежала уже не просто неолиту, а медно-каменному веку. В настоящий момент выделяют несколько районов распространения Халафской культуры: «Мосульский, Сикджарский, Верхкехабурский, Балихский, Среднеевфратский и периферийный, северный, в районе озера Ван. На западе памятники достигают Алеппо, на востоке в долине Диялы они доходят до границы Ирака с Ираном».

Многочисленные поселения, не смотря на устойчивый интерес к ним ученых, археологов исследованы посредством раскопок еще недостаточно. В том что касается вопроса о коренном районе халафской культуры, существует несколько предположений. Э. Перкинс считала, что ядро халафской культуры находилось в районе современного Мосула, откуда началась культурная диффузия. Ремарка: одной из основных культурологических теорий является так называемый диффузный подход, согласно которому элементы определенной культуры как бы распространялись из некоего центра по близлежащим территориям, расходясь все дальше и дальше в ходе времени. Но сейчас гипотеза Перкинс потеряла в популярности, и ей на смену пришло предположение П. Аккерманса о том что…: ««исходной территорией» культуры была сирийская Джезира. Границы ее на западе и юге — Евфрат, на востоке — Хабур, на севере — турецкие предгорья. Именно в этой зоне халафская культура развивалась непрерывно на всем протяжении своего существования».

-3

По еще одной теории, за авторство К. Бренике ранней территорией халафской культуры являлось верховье реки Тигр.

Ключом к хронологии, и уяснению эволюции доисторических культур является…керамика. Керамика никогда не рассматривалась люди, создававшими ее как нечто слишком ценное – ну разбилась и разбилась. А вот для археологов это важный ключ, с помощью остатков керамики можно привязать определенный культурный слой к некоторому времени. На основании эволюции керамических изделий, ученым удалось установить три этапа халафской культуры – Ранний, Средний и Поздний Халаф. Их абсолютные датировки оказываются неясны. В отношении раннего периода существует наибольшая уверенность и его относят к VI тысячелетию до нашей эры. Период Среднего и Позднего Халафа это время культурной экспансии на юг, элементы культуры начинают проникать в Нижнюю Месопотамию. Условно эти два периода относятся к 5000-4500 гг. до н.э.

Селения халафской культуры, составляют то, что ввиду обширности занимаемой территории называют халафской общностью. Селения эти располагались в зоне богарного земледелия. При обработки коричневой почвы средиземноморского типа использовалась как правило соха с бычьей запряжкой. «Наряду с разведением пшеницы и ячменя (в том числе шестирядного, что, по существующим мнениям, вообще-то должно предполагать использование ирригации) здесь занимались скотоводством (мелкий и крупный рогатый скот, свиньи)»

По всей видимости в различных районах и в разные времена соотношение форм хозяйства отличалось определенной спецификой. Удалось выяснить, что вблизи реки Балих обитали как земледельцы так и скотоводы-пастухи. В малых масштабах на рубеже VI-V тысячелетий могла возникнуть ирригация. Здесь вообще нужно отметить, что ирригационные работы в Месопотамии обладали большей важностью, чем это например было в Египте, и судя по всему ирригация сыграла важную роль в складывании государств на территории Двуречья.

-4

Одной из самых заметных черт халафской культуры – это существование круглых, в плане построек. Обычно они были невелики. Их диаметр составлял около 3 метров, при этом могли иметься плоские перекрытия. Данные круглые постройки как ни странно являются ключом к выдвижению предположений о социальной структуре и обрядах этого общества. Крупные построения, например в Позднем Халафе в Телль-Арпачии достигали 10 метров в диаметре. Гипотезы, которые были выдвинуты учеными в связи с этими постройками натолкнулись на многочисленные возражения: «В частности, отмечалось, что их центральное положение на Телль-Арпачии отнюдь не доказано; связь с ними погребений и находок также вызывает сомнения. Кроме того, подсчитали, что для строительства даже крупных построек не требовалось больших затрат труда, тем более привлечения не только жителей данного поселения, ко и окрестных: большой толос Арпачии мог быть построек за 56 рабочих дней, т.е. восемь человек работали бы всего одну неделю».

Судя по последним данным круглые строения служили жилищами, а строения прямоугольные хранилищами запасов. В Поздний период роли этих типов жилищ частично поменялись местами, и так прямоугольные стали использоваться как жилье, а круглые и как жилье и как места хранения запасов.

Традиция строительства домов представляет собой важный элемент культуры и появление новых форм означает, что культура испытывала на себе некое внешнее влияние. Возможно, как считают ученые, круглые жилища стали результатом появления в Месопотамии нового этнического элемента.

Смотря на постройки халафской культуры достаточно сложно делать выводы о социальном устройстве общества. Скорее всего неолит Месопотамии был отмечен началом социальной дифференциации, то есть началом расслоения общества. Если говорить о том, на что указывают строения в социальном плане то: «некоторые особенности сооружений все-таки выявляются. Так, на Ярымтепе II раскопано мкогокомнатное сооружение с круглопланной постройкой в центре. Диаметр толоса — 2,6 м; он разделен внутренними стенками на четыре отсека, вокруг него группировались прямоугольные помещения разного размера общим числом более двадцати. Оки располагались так, что все сооружение в плаке представляло собой крестообразную фигуру Возможно, это было хранилище, что свидетельствовало бы о существовании общих для обитателей селения запасов. При жилых домах находились, насколько можно судить, семейные хранилища».

Отмечаются различия в размерах жилых домов и в том, что касается качества постройки. Таким образом некоторые члены общины явно могли позволить себе более качественное жилье. Под полами домов иногда находятся осколки посуды и кости животных, равно как и маленькие каменные орудия – микролиты. Возможно кости под некоторыми домами указывают на жертвоприношения, а соответственно и на ритуальный характер данного строения.

Скорее всего ритуальная деятельность была сосредоточена в пределах домашних хозяйств.

В следующий раз мы поговорим о ремесленном производстве в халафской культуре.

Спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются