Найти тему

«Поэтический отбор». Современные стихи. Часть вторая

Оглавление

На Литературном радио в программе «Пролиткульт» вот уже год Мария Затонская ведет авторскую рубрику «Поэтический отбор». В этом несколько неформатном выпуске #выбора_писателя Мария представляет героев своей радиорубрики.

-2

Антон Васецкий часто описывает бытовуху, по которой чётко выявляются приметы нынешней эпохи. Это поэт, твёрдо стоящий в своём времени, ощущающий всю полноту его запаха и вкуса (часто неприятного, уродливого). Однако за временем, описываемым в стихах, всегда виднеется и «безвременье» — архитипические страхи, любовь, боль. Если Васецкий пытается смеяться в стихах, то это всегда грустный смех. Как бы то ни было, истина непостижима, счастье зыбко, радоваться нечему. Экзистенциальная, всеобъемлющая тоска заражает читателя. Но она отчего-то светлая. Может быть, потому, что лирический герой не перестаёт искать, какое бы горе ни разворачивалось перед ним.

Антон Васецкий

***

Прошлое и будущее.
Любовь и смерть.
Сущее и небытие.
«Вырастешь — поймешь», —
говорили родители,
когда не могли
что-то объяснить.
Обманули.

Наталья Белоедова очень близкий мне автор — и формально, и интонационно. Мотивы жизни-смерти, души-тела, свободная форма стиха (скользящий ритм, рифмы — ассонансные, диссонансные, внутренние) создают ощущение объёма — как будто вода заполнила аквариум, и оно всё здесь: жизнь справа, смерть слева — никуда не денешься, аквариум-то один. Невозможность разделить их — и великое горе, и великое счастье. В разных стихотворениях Белоедовой эта тема раскрывается по-разному, но поиск всегда ведётся там: в попытке объединить диаметрально противоположное — может быть, там, где они состыкуются, и откроется истина. Стихотворение, представленное ниже, мелодически очень богато, переклички концовок строк (розетке-узбекски, уши-души́, говорите-работе), и здесь вопрос о возможности примирения противоположностей решается нахождением кого-то близкого. Хотя (опять в духе Белоедовой), этот близкий — чужой: какие-то узбекские рабочие. Но кажется, при соприкосновении чужих друг другу людей (их душ) — тоже находится истина.

Наталья Белоедова

***

c утра рабочие ковыряются в розетке.
сидят на полу, говорят по-узбекски.
говорят монотонно, тягуче, текуче —
какая-то поломка.
«сейчас всё сделаем».
смотрю в монитор, слушаю реку.
поток разговоров стремится в уши.
два дня назойливо думаю о смерти
души.
(смерти души или смерти тела?)
о какой смерти вы вообще говорите?
щебет и лепет людей в работе.
когда закончите, пожалуйста, не уходите.

Стихи поэта Амана Рахметова, которые я хочу представить, можно отнести к новым: запись в фейсбуке гласит, что они написаны 3 июня. Но они — в рахметовской стилистике (позволю себе этот «термин», потому что верю). На мой взгляд, она сложна и формально, и мировоззренчески. Густая метафорика («огромная толпа облаков», «равновесие времени», «до костей виноградная грусть»), алогизмы и грамматические смещения («заблудившийся луч произносит последнюю тень», «свет…разрезан обычным ножом на полоски») — это что касается формы. И делается оно всегда играючи, легко, будто Рахметов точно знает, где граница абсурда и лжи. И он никогда не врёт — по крайней мере, ему веришь окончательно. Если говорить о мировоззрении Рахметова, то это всегда дружеский (буддистский) поклон окружающему миру. Можно говорить и о некой доле «язычества» в его стихах, хотя они — ливень, тишина, свет и проч. — не боги, а братья. Не менее живые, чем человек.

Аман Рахметов

***

я на месте стою в это время коротких шагов
не хочу никуда не хочу ибо кончился день
и на площади неба в огромной толпе облаков
заблудившийся луч
произносит последнюю тень
и деревья шумят ожидается ливневый дождь
значит до равновесия времени будет гроза
сигареты найдут мои губы холодная дрожь
мое длинное тело и что-то упрётся в глаза
остаётся дождаться поступка как поступи сна
чтобы выучить новый язык тишины наизусть
и кому-нибудь спеть за бутылкой сухого вина
как прекрасна она
до костей виноградная грусть
безразличия нет либо полость голодного рта
либо свет аккуратно разрезан обычным ножом
на полоски по ним я случайно узнаю с утра
что забыл свой язык и опять говорю на чужом

«Поэтический отбор». Современные стихи. Часть первая

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-3