Найти тему
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. 1965 год. Часть 1. Джаз, госпел, блюз. Yusef Lateef, Aretha Franklin и B.B. King

Продолжение серии обзоров лучших "живых"альбомов. Напоминаю, что заметки разбиты на условные категории: "прогрессив", "хард-рок и хэви-метал" и "другие жанры и стили". Обзоры публикуются в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века. Сегодня мы представляем альбомы одна тысяча девятьсот шестьдесят пятого года.

Обложки альбомов взяты на discogs.com Коллаж автора
Обложки альбомов взяты на discogs.com Коллаж автора

Yusef Lateef "Live at Pep's"

Родившийся в далеком 1920-м и проживший очень долгую жизнь Юсеф Латиф из тех джазовых музыкантов, чьи имена не на слуху у широкой публики. Но зато знатоки джаза прекрасно знают этого мульти-инструменталиста, изрядно расширившего границы жанра. Звезда стиля хард-боп, выдающийся тенор-саксофонист, флейтист использовал также гобой, фагот и более экзотические шахнай и аргул. Это позволяло Юсефу исследовать и использовать в творчестве азиатские и ближневосточные ритмы и музыкальные концепции. Некоторые критики считают, что Латиф начал играть world music во времена, когда ещё сам термин не был придуман.

Концерт, состоявшийся в июне 1964 года в Филадельфии, продемонстрировал в лучшем виде его широкие интересы. Программа включала как оригинальные хард-боповые вещи самого Латифа, так и каверы джазовой классики. Здесь можно найти и утонченные и очаровательные мелодии, и увесистые саксофонные соло, и нежные вкрапления обычной и бамбуковой флейты, и эксперименты на грани диссонанса и атональной музыки, как в композиции "The Magnolia Triangle", принадлежащей участвовавшему в аккомпанирующем составе барабанщику Джеймсу Блэку (James N. Black)

К первоначальным семи композициям при переиздании на CD в 1993-ем были добавлены ещё три.

Видео более позднее. 1972 год.

Ютуб-канал uvisniblue

Aretha Franklin "Songs of Faith" ("Aretha Gospel")

Ничего лишнего. Пианино, голос будущей великой, величайшей певицы, духовные христианские песнопения, подключающийся в композиции "He Will Wash You White As Snow" церковный хор. И время от времени возгласы экзальтированных слушателей. Всё честно и чисто. Никаких аранжировочных и прочих ухищрений. На дворе 1956 год. Арете Франклин всего четырнадцать.

Звуковое оборудование было установлено прямо в протестантской церкви Нью-Вефиль в Детройте. Записали девять песен, из которых сначала в виде синглов было издано четыре. Затем в том же 1956-ом на пластинке, названной "Spirituals", к ним добавили пятую. И уже в 1965-ом издали программу целиком.

Разумеется, жителям страны, где христианство представлено православием, такой вид церковной музыки может показаться немного странным и непривычным. Всё-таки словосочетание христианская музыка вызывает у нас другие ассоциации. Но попробуйте послушать "Songs of Faith" без предубеждения. И Вы сможете получить тридцать с небольшим минут настоящего ничем не замутненного удовольствия.

На видео Арета в другой, более приземленной ипостаси -

Ютуб-канал Antonio Lopez

B.B. King "Live at the Regal"

Концерт знаменитого блюзмена состоялся в ноябре 1964 года в очень популярном среди афроамериканцев ночном клубе Regal Theater в Чикаго. Би Би Кинг предстает во всем своем великолепии. И как гитарист (разумеется), и как певец, и как шоумен, умеющий так разогреть восторженную аудиторию, что она реагирует на каждую пропеваемую им строчку.

Трек-лист представляет собой прекрасно подобранный набор хитов Кинга. Взаимодействие лидера с аккомпанирующим составом по ходу представления на уровне телепатии. Вокал Кинга, переключающийся с обычного диапазона на фальцет, прекрасен как никогда. В безупречной гитарной игре маэстро на своем любимом черном Гибсоне можно уловить легкий джазовый налет.

Идеальная, практически образцовая запись времен расцвета блюза. И это не музейный экспонат, на который взирают с благоговением, но и некоторой скукой, а живая, яркая и, не побоюсь этого слова, современная музыка. И, если отталкиваться от уже затронутой духовной темы, связанной с альбомом Ареты Франклин, то "Live at the Regal" вполне можно назвать блюзовой проповедью.

Альбом включен во всевозможные списки лучших как в своем жанре, так и в популярной музыке в целом. В 2005 году "Live at the Regal" был выбран для постоянного хранения в Национальном реестре записей Библиотеки Конгресса США. Утверждают также, что образцом и источником вдохновения диск считают Карлос Сантана, Марк Нопфлер и Эрик Клэптон.

Любопытный факт. Первоначально планировалось, что клавишник Дюк Джетро будет играть на органе. Но в связи с поломкой последнего Дюку пришлось сесть за фортепиано. Джетро пожаловался шефу, что не умеет на фортепиано играть. На что Кинг якобы ответил: ""Хорошо, просто сиди там и притворяйся, что играешь. Ты все равно делаешь это большую часть времени".

Песни, исполненные в далеком 1964-ом, Кинг продолжал играть и много позже. Представлена уже совсем близкая к джазу версия -

Ютуб-канал Blues_Boy_King

Автор заметки - БиС.

#jazz #gospel #blues #yusef lateef #aretha franklin

Предыдущие заметки по теме:

Лучшие "живые" альбомы. 1960 год. Часть 1. Джаз.

Лучшие "живые" альбомы. 1960 год. Часть 2. Джаз и блюз.

Лучшие "живые" альбомы. 1961 год. Джаз и кантри.

Лучшие "живые" альбомы. 1962 год. Джаз и гаражный рок.

Лучшие "живые" альбомы. 1963 год. Фолк, блюз и джаз.

Лучшие "живые" альбомы. 1964 год. Часть 1. Ритм-энд-блюз, соул, джаз, латино.

Лучшие "живые" альбомы. 1964 год. Часть 2. Блюз, кантри, джаз.

Ссылка на чат для обсуждения нашего канала и новых публикаций:

https://yandex.ru/chat/#/join/4a14cea2-b6fd-49b1-a375-be969e6bb83c