Продолжение серии обзоров лучших "живых"альбомов. Напоминаю, что заметки разбиты на условные категории: "прогрессив", "хард-рок и хэви-метал" и "другие жанры и стили". Обзоры публикуются в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века. Сегодня мы представляем альбомы одна тысяча девятьсот шестьдесят пятого года.
Yusef Lateef "Live at Pep's"
Родившийся в далеком 1920-м и проживший очень долгую жизнь Юсеф Латиф из тех джазовых музыкантов, чьи имена не на слуху у широкой публики. Но зато знатоки джаза прекрасно знают этого мульти-инструменталиста, изрядно расширившего границы жанра. Звезда стиля хард-боп, выдающийся тенор-саксофонист, флейтист использовал также гобой, фагот и более экзотические шахнай и аргул. Это позволяло Юсефу исследовать и использовать в творчестве азиатские и ближневосточные ритмы и музыкальные концепции. Некоторые критики считают, что Латиф начал играть world music во времена, когда ещё сам термин не был придуман.
Концерт, состоявшийся в июне 1964 года в Филадельфии, продемонстрировал в лучшем виде его широкие интересы. Программа включала как оригинальные хард-боповые вещи самого Латифа, так и каверы джазовой классики. Здесь можно найти и утонченные и очаровательные мелодии, и увесистые саксофонные соло, и нежные вкрапления обычной и бамбуковой флейты, и эксперименты на грани диссонанса и атональной музыки, как в композиции "The Magnolia Triangle", принадлежащей участвовавшему в аккомпанирующем составе барабанщику Джеймсу Блэку (James N. Black)
К первоначальным семи композициям при переиздании на CD в 1993-ем были добавлены ещё три.
Видео более позднее. 1972 год.
Ютуб-канал uvisniblue
Aretha Franklin "Songs of Faith" ("Aretha Gospel")
Ничего лишнего. Пианино, голос будущей великой, величайшей певицы, духовные христианские песнопения, подключающийся в композиции "He Will Wash You White As Snow" церковный хор. И время от времени возгласы экзальтированных слушателей. Всё честно и чисто. Никаких аранжировочных и прочих ухищрений. На дворе 1956 год. Арете Франклин всего четырнадцать.
Звуковое оборудование было установлено прямо в протестантской церкви Нью-Вефиль в Детройте. Записали девять песен, из которых сначала в виде синглов было издано четыре. Затем в том же 1956-ом на пластинке, названной "Spirituals", к ним добавили пятую. И уже в 1965-ом издали программу целиком.
Разумеется, жителям страны, где христианство представлено православием, такой вид церковной музыки может показаться немного странным и непривычным. Всё-таки словосочетание христианская музыка вызывает у нас другие ассоциации. Но попробуйте послушать "Songs of Faith" без предубеждения. И Вы сможете получить тридцать с небольшим минут настоящего ничем не замутненного удовольствия.
На видео Арета в другой, более приземленной ипостаси -
Ютуб-канал Antonio Lopez
B.B. King "Live at the Regal"
Концерт знаменитого блюзмена состоялся в ноябре 1964 года в очень популярном среди афроамериканцев ночном клубе Regal Theater в Чикаго. Би Би Кинг предстает во всем своем великолепии. И как гитарист (разумеется), и как певец, и как шоумен, умеющий так разогреть восторженную аудиторию, что она реагирует на каждую пропеваемую им строчку.
Трек-лист представляет собой прекрасно подобранный набор хитов Кинга. Взаимодействие лидера с аккомпанирующим составом по ходу представления на уровне телепатии. Вокал Кинга, переключающийся с обычного диапазона на фальцет, прекрасен как никогда. В безупречной гитарной игре маэстро на своем любимом черном Гибсоне можно уловить легкий джазовый налет.
Идеальная, практически образцовая запись времен расцвета блюза. И это не музейный экспонат, на который взирают с благоговением, но и некоторой скукой, а живая, яркая и, не побоюсь этого слова, современная музыка. И, если отталкиваться от уже затронутой духовной темы, связанной с альбомом Ареты Франклин, то "Live at the Regal" вполне можно назвать блюзовой проповедью.
Альбом включен во всевозможные списки лучших как в своем жанре, так и в популярной музыке в целом. В 2005 году "Live at the Regal" был выбран для постоянного хранения в Национальном реестре записей Библиотеки Конгресса США. Утверждают также, что образцом и источником вдохновения диск считают Карлос Сантана, Марк Нопфлер и Эрик Клэптон.
Любопытный факт. Первоначально планировалось, что клавишник Дюк Джетро будет играть на органе. Но в связи с поломкой последнего Дюку пришлось сесть за фортепиано. Джетро пожаловался шефу, что не умеет на фортепиано играть. На что Кинг якобы ответил: ""Хорошо, просто сиди там и притворяйся, что играешь. Ты все равно делаешь это большую часть времени".
Песни, исполненные в далеком 1964-ом, Кинг продолжал играть и много позже. Представлена уже совсем близкая к джазу версия -
Ютуб-канал Blues_Boy_King
Автор заметки - БиС.
#jazz #gospel #blues #yusef lateef #aretha franklin
Предыдущие заметки по теме:
Лучшие "живые" альбомы. 1960 год. Часть 1. Джаз.
Лучшие "живые" альбомы. 1960 год. Часть 2. Джаз и блюз.
Лучшие "живые" альбомы. 1961 год. Джаз и кантри.
Лучшие "живые" альбомы. 1962 год. Джаз и гаражный рок.
Лучшие "живые" альбомы. 1963 год. Фолк, блюз и джаз.
Лучшие "живые" альбомы. 1964 год. Часть 1. Ритм-энд-блюз, соул, джаз, латино.
Лучшие "живые" альбомы. 1964 год. Часть 2. Блюз, кантри, джаз.
Ссылка на чат для обсуждения нашего канала и новых публикаций:
https://yandex.ru/chat/#/join/4a14cea2-b6fd-49b1-a375-be969e6bb83c