Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Девушка, которая чуть не сорвала высадку в Нормандии

Жила-была на свете одна девочка. У нее были милые кудряшки и не менее милая собачка. И сама девочка была очень милая, даром, что двойной агент. А еще из-за этой милашки могла высадка союзников в Нормандии сорваться… Что за девочка и как так вышло — сейчас и посмотрим.

В 1912 году в Петербурге в дворянской семье на свет появилась дочь — родители дали ей имя Наталья. Доводилась она, немного-немало, племянницей Евгению Миллеру, генералу, успевшему повоевать в Первую Мировую и в дальнейшем ставшему одним из лидеров белого движения. В 1917 случилась Октябрьская революция, и Наташа с родителями уехала в Париж. Там девочка росла, училась, сменила имя на более "французское" Лили. Характер у неё был дерзкий, смелый, с шилом, что называется, в попе. Например, будучи ещё совсем юной, Наталья-Лили прошла пешком от Франции и до Польши, о чём не преминула написать книгу. Но, будто бы этого мало, она потом на велосипеде доехала от Парижа и до Сайгона. Знала три языка, помимо русского, отлично рисовала, работала журналисткой, а однажды ей даже довелось взять интервью у Германа Геринга.

Потом случился 1940 год и стремительное поражение Франции. Тут-то и начинается самое интересное. Лили сама вызвалась сотрудничать с немецкой разведкой — и Абвер не отказался от такого агента. Ещё бы, ведь она на тот момент уже достаточно известна, имеет родовитых родственников по всей Европе, а ещё отлично рисует, что, вкупе с хорошей зрительной памятью, является плюсом для шпиона. Ей дают кодовое имя "Трэмп". Лили начинают готовить к переправке за границу, однако получается это только спустя три года. В 1943 году агент Трэмп прибывает в Мадрид. Позднее она напишет в мемуарах, что в Абвере ей довелось столкнуться с изрядным бардаком: потерянные шифровки, радиограммы, отправленные не на тот адрес, бюрократия…

Но, наконец, Лили в нейтральной Испании. Как и было запланировано, она является в британское консульство. Далее агент должна была переправиться в Великобританию, чтобы поселиться на юго-западе острова. Немцы ожидали высадки союзников, однако не знали, где сосредоточить свои основные силы: в Нормандии или Па-де-Кале. Именно об этом и должна была собирать информацию агент Трэмп. Однако что-то пошло не так…

Лили является в британское консульство. У неё спрашивают: вы едете в Великобританию, чтобы воссоединиться с семьёй? На что девушка невозмутимо отвечает: нет, чтобы шпионить на немцев. Сотрудник консульства смеется, мол, хорошее чувство юмора, спасибо, посмешили. Но Лили более, чем серьезна. Она ждала возможности стать двойным агентом с самого начала. Британцы, к слову, по достоинству оценивают то сокровище, что само пришло им в руки — Лили Сергеева была личным агентом Эмиля Климмана, куратора немецкой разведсети в Британии. И агент согласна работать на британцев и отправиться в Англию при условии, если туда переправят её любимого питомца, фокстерьера Бабса, без помещения его в обязательный полугодичный карантин. Англичане, вроде как соглашаются — говорят, что отправят, но позже.

Лили получает кодовое имя "Treasure" ("Сокровище") и начинает работать на "Ми-5". Ведёт радиоигру, отправляет немцам "дезу". Очень увлечена возложенной на неё миссией — да настолько, что даже болезнь почек не может её отвлечь. Врачи настаивают на срочной операции, дают плохой прогноз: мол, без операции протянешь не больше полугода. Лили отказывается — сорвется радиоигра, а через полгода "мы будем уже в Париже". Но тут она узнаёт о том, что Бабса, вопреки заверениям, все же поместили в карантин, где собачка и умерла. Лили приходит в ярость. Увещевания, что, мол, дура лекс — сед лекс, эффекта не производят. У неё был аварийный сигнал от Климмана, передача которого означала бы работу под контролем. Охваченная негодованием, Лили грозит начальству, что передаст сигнал немцам — а это означало угрозу срыва высадки. Ее тут же отстраняют, и радиоигру доводит до конца уже другой человек — а саму Лили переводят из разведки в армию.

Несмотря на грозный врачебный прогноз, Лили пережила войну. Написала мемуары, которые назвала "Одна" — позднее их издадут под названием "Одна против Абвера". И умерла в 1950 году, в общем-то, ещё совсем молодой.

Мораль? Что ж, пусть будет и мораль. Выполняйте обещания, даже если дело касается всего лишь собачки — иначе ваше очень важное дело может оказаться под серьёзной угрозой.

Автор - Алина Говенько