Странный вопрос, но не в Средневековье. Топор и пила — инструменты принципиально разные, но их результат одинаковый: уничтожение леса, такого ценного для средневековой жизни. Даже ежедневная королевская посуда была деревянной. Богатые сервизы доставали только по особому случаю.
Топор: король или солдат
Топор начал использоваться намного раньше, чем пила. Им пользуется один человек, то есть этот инструмент функционален: замерзающий крестьянин быстрее справится с топором, чем будет с пилой искать помощника. Средневековые авторы называют топор королём инструментов.
Но топор — это ещё и оружие. А у оружия другая иерархия. Король здесь — меч, а топоры, по выражению медиевиста Мишеля Пастуро, «простые солдаты».
Но секиры, кельты, франциски считались благороднее, чем ножи и пращи, которые сооружали из подручных материалов простолюдины.
Чтобы работать топором, дровосек размахивается, а при рубке деревьев и за пределами леса слышен стук железа. Это инструмент, который не скроешь. Значит, он честный.
Бесчестная пила
Пила уничтожает лес тайно и вероломно: отпиливание приводит к загниванию пня, от которого больше не отрастают ветки. С материалом пила обходится грубо, портит волокно.
Работает пила медленно: не силой, а терпением. Этот инструмент считался «женским». Значит, хитрым и склонным к предательству. Непрочная средневековая пила стоила дорого, а чинить её было сложно.
Пила тоже двойственный инструмент, но если топор относится к благородному воинскому сословию, но пила — к самым презираемым слоям. Большая часть средневековых изображений пилы связана с пытками.
При этом мне не удалось найти достоверных источников, подтверждающих такое использование пилы в Средневековье. Немецкий историк Джоэл Харрингтон не упоминает пилу в качестве инструмента казней или пыток, как и французские авторы.
Тем не менее, в XIV веке за использование пилы отлучали от церкви, что равносильно потере места в обществе и всего честно нажитого.