Было время - я шел тридцать восемь узлов,
И свинцовый вал резал форштевень,
Как героев встречали моих моряков
Петроград, Лиепая и Ревель.
А теперь - каждый кабельтов в скрипе зубов,
И хрипит во мне каждая миля...
Было время - я шел тридцать восемь узлов,
И все сверкало от мачты до киля.
(А.Розенбаум)
Молодому Советскому флоту досталось от Российской империи многочисленное наследство, правда в не самом лучшем состоянии. Одним из наиболее удачных приобретений стали эскадренные миноносцы типа «Новик», служившие основой РККФ вплоть до начала 30-х годов. «Новик», головной в многочисленной серии русских эсминцев, вступил в строй в 1912 году. Он стал одним из лучших представителей своего класса к началу Первой мировой войны, обладая мощным вооружением, хорошей скоростью и универсальными возможностями для войны на море. Для русского флота успели заложить 53 эсминца типа «Новик» .
В строй вошли почти четыре десятка, и ещё несколько штук удалось достроить уже в двадцатые годы. 25 были отправлены в состав ЧФ, одиннадцать получил Балтийский флот. Для БФ по большой судостроительной программе («Программе усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 годы») были заказаны 26 «новиков», но многие из них достроить не удалось, так как Ревель, где их достраивали, стал целью наступления немцев.
Общими для всех кораблей были артиллерия (102-мм/60 орудия Обуховского завода), мощный торпедный залп (от 8 до 12 450-мм ТА в двух- и трехтрубных аппаратах) и, за исключением головного корабля, двухвальная ПТУ и трехтрубный силуэт. В остальном могли быть различия, по которым корабли распределялись по сериям. Серии отличались главным образом силовыми установками.
Ко второй серии "новиков" относились, в частности, эсминцы типа «Лейтенант Ильин». Из этой серии были достроены «Лейтенант Ильин», «Капитан Изыльметьев», «Капитан Белли», «Капитан Керн» и «Капитан Кингсберген». В дальнейшем в составе советского флота-«Войков», «Ленин», «Карл Либкнехт», «Валериан Куйбышев» и «Спартак».
«Капитан Керн» был зачислен в списки судов Балтфлота 29 августа 1913 года, заложен 21 ноября 1913 года на стапеле Путиловской верфи. На воду он сошел 14 августа 1915 года. Свое имя он получил в честь командира эсминца «Громкий» капитана 2 ранга Г. Ф. Керна, погибшего в Цусимском сражении. С началом революции строительство было законсервировано. Возобновить постройку получилось лишь 10 декабря 1924 года.
31 марта 1925 года эсминец получил новое имя - «Рыков», в честь Алексе́я Ива́новича Ры́кова (13 [25] февраля 1881, Саратов — 15 марта 1938, Москва), в то время председателя СНК СССР. 15 октября 1927 года эсминец «Рыков» вступил в строй и вошел в состав Морских сил Балтийского моря.
19-21 августа 1929 года «Рыков» совместно с однотипным эсминцем «Ленин» посетил германский Пиллау. 18 мая 1933 года он перешел по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск. С 5 августа 1933 года он вошел в состав Северной Военной флотилии, а с 11 мая 1937 - в состав Северного флота.
Капитальный ремонт эсминец прошел с 23.12.1935 по 22.10.1938 на заводе «Красная кузница» (Архангельск). Тогда же, после опалы Алексея Рыкова эсминец получил 13 февраля 1937 года имя «Валериан Куйбышев».
«Валериан Куйбышев» (до 12.02.1937 года «Рыков», до 31.03.1925 года «Капитан Керн»). Путиловская верфь. Строительный №105. Заложен 21 ноября(5 декабря) 1913 года, спущен на воду 14 августа(28 августа) 1915 года, вступил в строй 15 октября 1927 года. Исключен из списков флота в 1955 году. Выведен из состава флота 12 декабря 1956 года. Участвовал при испытании ядерного оружия. Разобран в 1957-1958 годах
как построен-
Водоизмещение нормальное1360 т.(1720 в 1944), полное1562 т. Длина 98 м. Ширина 9,34 м. Осадка 3,15-3,9 м
Двигатели 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 котла «Вулкан», 30 000 л. с., 30 666 л. с. (на приёмных испытаниях). Движитель 2. Скорость хода 34 узла, 32 узла (на приёмных испытаниях). Дальность плавания 1720 миль на16 узлах, 1680 миль на 21 узле, 360 миль на 34 узлах. Экипаж150 человек, в том числе 8 офицеров(с 1937 года 182) человек
Вооружение-4 × 102 мм/60(боезапас 600 снарядов, с 1943 года увеличен до 820), 1 × 1 40-мм автомат «Виккерс»;С 1917 — 1 76,2-мм зенитная пушка Лендера . Минно-торпедное вооружение 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппарата образца 1913 года (9 торпед образца 1908 года или 1912 года), до 80 морских якорных мин образца 1908 или 1912 годов.
в военное время-
Водоизмещение 1483 (1564) т (стандартное),1720 т (нормальное), 1951(2020) т (полное), размерения 102,43/98,0 м, х 9,34/ 9,53м, х З,53/3,9 м.
Мощность машин: (2 турбины Броун-Бовери-Парсонс, 4 котла Норман-Вулкан , 2 винта, ) 31 500 л.с., 2 турбогенератора, наибольшая скорость хода 28,8 узла, дальность плавания при скорости 16 узлов — 1720 миль. Экипаж: 13 офицеров, 47 старшин 122 матроса.
Вооружение: 4 102 мм/60-мм (боезапас 663 снаряда) , на 1944 год: 2 × 1 45-мм орудия 21-К, 2 × 1 37-мм 70-К, , 1 двухствольная 20-мм установка системы "Эрликон" и 2 12,7-мм пулемета системы ДШК, 3 трехтрубных торпедных аппарата (9 торпед), 50 мин заграждения типа, глубинные бомбы. Радиолокационное вооружение РЛС тип 291, SF. Противолодочное вооружение10 глубинных бомб (на 1944 год 46), ГАС «Дракон-128с».
Эсминец «Рыков» вместе с другим "новиком"-эсминцем «Урицкий» был передан на усиление Северной военной флотилии. Переход прошел по внутренним коммуникациям, через недавно построенный Беломорско-Балтийский канал. Операция получила название ЭОН-1 (экспедиция особого назначения).
В апреле 1939 года эсминец участвовал в обеспечении беспосадочного перелета самолета Коккинаки из Москвы в США через полюс, занимал позицию в 100 милях к северу от мыса Нордкап, где 25 апреля перенес 11 балльный шторм.
После капремонта в Архангельске, совместно с эсминцем «Грозным» (проект 7) принял участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Это было занятие порта Петсамо (Печенга) войсками 14-й армии, которое эсминцы прикрывали с моря.
22 июня 1941 года эсминец был под командованием старшего лейтенанта С.Н. Максимова в составе 1-го ОДЭМ. Отдельный дивизион эскадренных миноносцев Северного флота включал в себя пять кораблей советской постройки типа «Гремящий» и два эсминца типа «Новик» — «Куйбышев» и «Урицкий». Третий северный «новик», «Карл Либкнехт», находился в это время в капитальном ремонте.
Первые выстрелы эсминец сделал 23 июня в 2.42, по ошибке обстреляв свои самолеты-бомбардировщики СБ.
В ночь на 29 июня егеря Дитля перешли границу и уничтожили три заставы (6,7 и 8-ю) 100-го погранотряда НКВД (пограничники погибли практически все), но затем уперлись в оборудованные позиции 95 стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии. С помощью оставшихся пограничников бойцы смогли остановить натиск австрийских горных стрелков.
Подавляющее превосходство немцев позволило им захватить поселок Титовка и мост через реку Титовку, отрезав Рыбачий и Средний полуостровы от остальных войск фронта. Одновременно удар егерей обрушился на хребет Муста-Тунтури для прорыва на полуостров Средний.
Западный склон хребта обороняла лишь 7-я рота 95-го стрелкового полка и остатки одной из погранзастав. Отступая с боями они закрепились на северо-западном склоне. Несмотря на подход 1-го батальона 135-го стрелкового полка со сводным отрядом пограничников, ситуация оставалась критической.
Вот тут-то и сыграл свою роль эсминец «Куйбышев», направленный командованием флота для прикрытия отхода войск с реки Титовка. С двух приданных "морских охотников" (МО) были высажены группы артиллерийских корректировщиков. Ранним утром 30 июня эсминец прибыл в Мотовский залив и с позиции у губы Кутовой обрушил огненный вал на австрийских горнострелков на высоте Пери-Ярве. В резерве на базе в полной готовности к выходу стоял «Урицкий». Благодаря налаженной связи с корректировщиками 104-го артиллерийского полка удалось точность стрельбы довести до идеальной, наступление фашистов захлебнулось. В течение трех часов было выпущено 230 фугасных снарядов. Потери противника были оценены в 200 человек убитыми и ранеными.
В тот же день, 30 июня, «Куйбышев» вместе с «Урицким» подвергся атаке 16 бомбардировщиков "Юнкерс-88" и два часа отбивал налеты нацистов. Было сброшено свыше 50 бомб, ни одна из них не попала в эсминец. Пять моряков получили осколочные ранения.
3 июля эсминец выпустил 62 снаряда, обстреляв предполагаемое место нахождения батареи противника в районе губы Кутовой и по Титовке.14 июля «Куйбышев» оказывал огневую поддержку при высадке армейского десанта в районе Западной Лицы, израсходовал 45 снарядов. 16 июля участвовал в демонстрации высадки десанта в районе губы Титовка, выпустил 77 снарядов. При этом был обстрелян тремя батареями противника, шел противоартиллерийским зигзагом и прикрывался дымзавесой.
27 июля 1941 года артиллерийским огнем он совместно с эсминцем «Урицкий» воспрепятствовал попыткам противника прорваться на полуостров Средний.
В конце июня- июле помимо огневой поддержки эсминец занимался перевозкой подкреплений защитникам полуострова. Командование Северного флота свои немногочисленные корабли разделило на две части- пять современных эсминцев-"семерок" составили основную ударную силу на случай прорыва надводных кораблей Кригсмарине, а три устаревших "новика" в основном занимались поддержкой сухопутных войск.
Однако во время рейда немецкой флотилии эсминцев, приведшего к гибели сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67, в погоню за рейдерами 13 июля были отправлены не только современные «Громкий», «Гремящий» и «Стремительный», но и ветераны «Урицкий» и «Куйбышев». К сожалению перехватить пиратов не удалось.
4 августа «Куйбышев» встретил и привел в Полярный британскую подлодку HMS Tigris. 14 августа эсминец выполнил задание по минной постановке в губе Зубовская.
16 августа 1941 совместно с «Урицким» прикрывал переход линейных ледоколов «Ленин», «Иосиф Сталин» и транспорт «Бурея» из Мурманска в Карское море.
25 августа совместно с «Урицким» сопровождал плавбазу «Мария Ульянова». Утром 26 августа в 27 милях к северу от мыса Териберский плавбаза была торпедирована и тяжело повреждена торпедой немецкой подлодки U-571, часть экипажа и пассажиров взрывом была выброшены за борт. «Куйбышев» поднял из воды 14 человек и со шлюпок снял еще 60. Затем он отбомбился по подлодке и обеспечил круговое охранение судна. «Урицкий» взял плавбазу на буксир, и корабли, отразив атаку 12 самолетов, доставили плавбазу в Териберку.
31 августа 1941 вместе с эсминцами «Грозный», «Сокрушительный», «Урицкий» и кораблями Беломорской флотилии встретил к северо-западу от мыса Канин Нос первый союзный конвой «Дервиш» (вышел из Исландии 21 августа 1941; прибыл в Архангельск 31 августа) из шести транспортов и девяти английских кораблей охранения.
9 сентября в Иоканьге отражал налет на базу немецкой авиации. 10-15 сентября 1941 совместно с «Гремящим», «Громким», «Урицким» в районе полуострова Рыбачий было выставлено 426 мин, прикрывших десанто-опасные участки.
17 сентября эсминец обстрелял войска противника в район губы Большая Западная Лица Мотовского залива. Израсходовал 190 снарядов.
После докования 14 октября перешел в Молотовск, где на нем была установлена система размагничивания ЛФТИ. 21 ноября работы были закончены, но выйти из Белого моря эсминец смог только с ледоколом.
С 19 по 27 декабря 1941 года вместе с «Урицким» они провели в Архангельск 13 конвоев (!) за 9 дней.
Для усиления корпуса с 17 января по 4 февраля 1942 года на нем была установлена ледовая обшивка. Затем эсминец приступил к проводке конвоев. 23 февраля во время конвоирования в правом параване в 7—10 м от корпуса взорвалась мина. Взрывной волной были выведены из строя компасы и гирокомпас, орудие №1, торпедный аппарат №1 и ряд вспомогательных механизмов. Просели фундаменты первых трех котлов, повреждения получили каюты офицеров. С 4 марта по 3 мая пришлось проводить ремонт на СРЗ-35.
Весной 1942 года главным делом для североморцев стало обеспечение прихода конвоев с грузами от союзников. Поток грузов рос, а немцы, осознав опасность, начали планомерную борьбу с конвоями, авиацией, подлодками и надводными кораблями. По договоренности с союзниками Северный флот в зоне своей ответственности обеспечивал усиление охранения за счет своих кораблей.
Вечером 27 мая отряд эсминцев («Куйбышев», «Грозный» и «Сокрушительный») вышел навстречу конвою PQ-16. 28 мая корабли присоединлись к охранению. 30 мая конвой подвергся налетам Люфтваффе. Во время боя был сбит вылетевший на прикрытие самолет командира полка Дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Сталинские соколы втроем разогнали 45 Ю-88 и прикрытие из Ме-109, но командир был сбит. «Куйбышев» был направлен на поиски легендарного аса, самолет которого упал в 20-25 кбт от корабля, но после двух часов прочесывания акватории никого не обнаружил. Из трех сбитых кораблями самолетов противника один был записан на счет «Куйбышева». Конвой благополучно достиг Мурманска.
В июле 1942 года развернулась трагедия конвоя PQ-17. Искать рассеянные корабли конвоя были направлены все скромные силы Северного флота. «Куйбышев» вышел на поиски 8 июля, безуспешно. 10 июля, после дозаправки он снова отправился в море. Вместе с эсминцами «Урицкий» и «Грозный» они прочесали район от мыса Святой Нос до 72-й параллели и от мыса Канин Нос до Новой Земли. 10 июля при возвращении в Кольский залив, был атакован немецкой авиацией, зенитчики эсминца прямым попаданием 45-мм снаряда сбили Ju-88.
12 июля были найдены только 4 пустые шлюпки. Поиск большую часть времени проходил в сплошном тумане. Лишь 22 июля советские эсминцы обнаружили 6 транспортов (5 британских и 1 советский), которых благополучно отконвоировали в Соломбалу.
Следующий конвой, PQ-18, эсминец начал охранять с 17 сентября, при этом в районе мыса Канин Нос в течение двух часов отбивал налёты немецкой авиации. Конвой был атакован 22 торпедоносцами и 30–40 бомбардировщиками противника. Налет продолжался с 10.30 до 12.30. Зенитчики эсминца сбили Не-111, а Ju-88 повредили, израсходовав 34 102-мм, 300 45- мм, 330 37-мм и 220 20-мм снарядов.
3 октября 1942 года вместе с СКР «Гроза» эсминец был направлен к проливу Югорский Шар, навстречу отряду ЭОН-18 (лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъярённый»), прибывшему с Дальнего Востока Северным морским путем. 4 октября шторм сорвал ледовую обшивку и повредил систему размагничивания, но 10 октября тихоокеанцы были успешно встречены
Более страшными были последствия шторма в конце ноября 1942 года, когда советские корабли сопровождали суда конвоя QP-15. 20 ноября 1942 года при 11-балльном шторме на обратном пути в 14.30 на волне оторвало корму эсминца «Сокрушительный». Через 10 минут она затонула вместе с 6 матросами. Корабль остался без хода и управления. На помощь пришли эсминцы «Куйбышев», «Урицкий» и «Разумный». За сутки в шторм они преодолели 400 миль от Полярного до гибнущего корабля. В ходе спасательных работ с тонущего эсминца был снят 191 человек, ещё 30 человек при этом погибли. Потом корабли-спасатели были вынуждены уйти на дозаправку. На «Сокрушительном» остались 13 матросов, один офицер и политрук.
Больше «Сокрушительный» никто не видел, скорее всего он вскоре затонул. На «Куйбышев», сыгравший основную роль в спасательной операции 20-24 ноября, удалось принять 176 человек, из них четверо умерли не приходя в сознание, 9 человек утонули у борта.
Сам «Куйбышев» затем пришлось отправлять в ремонт, с 25 ноября по 8 декабря. При этом демонтировали и поврежденную систему размагничивания ЛФТИ.
8 марта 1943 года, вновь вместе с «Урицким», эсминец встретил подлодки С-55 и С-56, совершавшие переход с Тихого океана. Основной задачей эсминца было конвоирование судов.
Героический эсминец успел походить и под флагом командира СФ вице-адмирала А.Г. Головко, 28-29 июня 1943 года он на «Куйбышеве» вместе с «Гремящим» и «Грозным» совершил переход из Архангельска в Иоканьгу, а 30 июня — 1 июля обратно.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. эсминец «Валериан Куйбышев» был награжден орденом Красного Знамени.
В августе-сентябре 1943 года корабль прошел ремонт в Северодвинске на заводе №402. Были заменены половину трубок котлов, установлена новая система размагничивания, английская РЛС типа 286м, гидроакустическая станция «Дракон-128с» и два "Эрликона". Следующий ремонт прошел в июне 1944-апреле 1945 на СРЗ-35 в Росте.
Помимо рутинной конвойной службы, сопровождавшейся, впрочем неоднократными атаками вражеских подлодок (но без подтверждения уничтожения, хотя 15 и 16 ноября , 29 декабря 1943 были отмечены взрыв и масляные пятна), старый эсминец отметился и встречей союзного конвоя JW-66 25 апреля 1945 года. В этом походе участвовали три "новика"-североморца.
За годы войны Краснознаменный эсминец совершил 125 боевых выходов в море, прошел 44 тысячи миль, отконвоировал без потерь 240 транспортов, выполнил 87 заданий командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 или 3 самолета.
После войны старый эсминец использовали для экспериментов. В 1947 году на нем установили систему успокоителей качки (управляемые боковые рули) и за два года поменяли три варианта таких рулей. В 1955 году корабль был выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытовый корабль.
Его использовали как корабль-мишень при испытании атомного оружия у берегов Новой Земли 21 сентября 1955 года (1200 м от эпицентра). Корабль при этом не получил серьёзных повреждений, которые повлияли бы на его боеспособность (кроме, разумеется, радиоактивного заражения). Разобран на металл на базе «Главвторчермета» в Архангельске в 1957—1958 годах.
Интересно, что командиром эсминца «Рыков» с мая 1932 года был С. С. Рыков. На корабле служили будущие контр-адмиралы Александр Авдеевич Якимов(1904—1971) и Лев Яковлевич Васюков (1928—2000).
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам