Всем здравствуйте!
Сегодня на нашем маршруте Втузгородок, а точнее, его восточная часть. Есть во дворах на улице Малышева обычный дом, обычная пятиэтажка из силикатного кирпича, казалось бы, ничем не примечательная. На её стене висит табличка в память, что здесь жил выдающийся поэт Алексей Решетов.
Алексей Решетов мало знаком жителям нашего города, он больше известен жителям Прикамья, жителям города Березники.
Процитируем интересное автобиографическое стихотворение Алексея Леонидовича "Комсомольская сказка" (1981):
"Припомним тридцатые годы, друзья!
Нельзя забывать эти годы, нельзя.
В землянках, в бараках ютились отцы,
А детям своим подарили дворцы.
Есть город хороший у Камы-реки,
Республика химии — Березники.
Там счастье в работе, как птицы в полёте,
Находят мои земляки.
Тайга неприступна, морозы остры.
Но словно знамёна пылали костры.
Отцы не умели сгибаться и ныть.
Давайте же будем на них походить!
Есть город хороший у Камы-реки,
Республика химии — Березники.
Там счастье в работе, как птицы в полёте,
Находят мои земляки.
Прозрачная белая ночь за окном.
Давайте по тихим проспектам пройдём,
И нам комсомольскую сказку свою
Поведает город в уральском краю.
Есть город хороший у Камы-реки,
Республика химии — Березники.
Там счастье в работе, как птицы в полёте,
Находят мои земляки".
Алексей Решетов родился на Дальнем Востоке, в Хабаровске, в 1937 году. Вскоре члены его семьи были подвергнуты репрессиям и сосланы сначала в Казахстан, а в 1941 году - в Соликамск. К концу войны семья Решетовых осела в Березниках. После окончания горно-химического техникума он работал на "Уралкалии". С 1960-х годов его литературный успех развивается: сначала он был принят в Союз писателей, а позже стал писать сборники стихов и повести.
В 1982 году он переехал в Пермь и там продолжал своё литературное творчество. Через год он приобрел квартиру в Свердловске. В 1994 году он получает звание "Заслуженного работника культуры" и становится лауреатом премии Пермской области в сфере культуры и искусства. Через год он переезжает с семьёй в Екатеринбург.
В нашем городе он опубликовал сборники стихотворений "Овен", "Тёмные светы", а также антологию собственной поэзии с 1957 по 1987 гг.
14 января 2000 года в интервью журналисту А. Решетов так высказался о нашем городе:
"Какой у вас праздник любимый?
— Новый год. Самый хороший праздник... Каждый год у нас с Тамарой удивительные истории происходят с ёлками. Было в Перми время, что ёлки не достать. И вот уже тридцать первое, а у нас ёлки нет. Идём через центр города мимо главпочтамта, оперного театра... И тут видим: стоит в снегу ёлка, роскошная, как пихта, и нет следов к ней. Кто, зачем её там поставил? Взяли на плечо, принесли домой, ахнули... Второй раз ещё лучше. Так же, под Новый год идём мимо Дворца культуры имени Дзержинского, а туда елку привезли, такую огромную, что верхушку рабочие отрубили и бросили на крыльце. А верхушка-то — это же самый блеск. Взяли, принесли... А третий раз вот тут уже, в Екатеринбурге, смотрим: рядом с булочной стоит в сугробе шикарная ёлка, красота. Но мы не стали брать — пусть кому-то другому достанется. У нас уже своя дома стояла.
— Вы пятый год как в Екатеринбурге. Какое ощущение у вас от города?
- Я к любому городу равнодушен, к размаху его... Правда, кроме булочной и пивной никуда не хожу. Люблю вот сараи видеть в окошко, деревья... Всю жизнь мечтал о деревне. Астафьеву повезло, у него была Овсянка, и он там как на дрожжах поднялся... А я глаза закрою: Амур вижу. Лучше нет реки на свете".
После смерти поэта 29.09.2002 его квартира стала своеобразным музеем, который поддерживала его жена Тамара Павловна Катаева. По словам старожила дома, Татьяны Михайловны, в эту квартиру постоянно приезжали пермские поэты, а также жители Березников, особенно музейщики. В 2018 году Тамара Павловна тяжело заболела и её увезли в Тюмень на лечение, с тех пор квартиру поэта в Екатеринбурге никто не посещал, она стояла закрытой. Эту квартиру Алексей Решетов завещал своему родственнику в Великобритании.
В 2020 году в Тюмени скончалась жена Алексея Решетова.
По материалам:
Решетов А.Л. Собр. соч. в 3-х т. — Екатеринбург:
Банк культурной информации, 2004. — 272 с.