Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Во что верят Царебожники

Оглавление

Православные христиане - очень неоднородное сообщество. Есть либеральные православные, есть православные монархисты, есть даже "православные атеисты". Но есть особая группа православных верующих, известная как царебожники.

Царебожие - самая радикальная форма культа императора Николая II в Русской православной церкви. С точки зрения существенной части православных христиан, учение о царе-искупителе является ересью.

Истоки царебожия

Период возникновения учения царебожия довольно широк. Религиовед Алексей Зыгмонт утверждает, что датой возникновения царебожия следует считать 1994 год, когда вышла работа "Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания" митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В ней митрополит выразил идеи, которые вошли в основу царебожия.

Но истоки царебожия появились еще в 19 веке. Можно выделить три основных концепции:

1. В первую очередь это концепция "Святой Руси", которая сформировалась после Крымской войны в православной прихрамовой субкультуре. Главный смысл этой концепции в том, что Россия может существовать только как "святая Русь" с монархом во главе. Поэтому после свержения монарха Россия до сих пор не может нормально существовать.

Икона Николая II с надписью "святой великий царь искупитель".
Икона Николая II с надписью "святой великий царь искупитель".

2. В начале 20 века внутри православной субкультуры сформировались представления о приближающемся конце времен, особенно после Февральской и Октябрьской революции. В 1920-е годы среди "истинно-православных христиан" сформировалось три движения: федоровцы, михайловцы и николаевцы.

Федоровцы являются последователями юродивого крестьянина Федора Рыбалкина из Воронежской губернии. Он проповедовал учение о приближающемся конце света на фоне коллективизации и борьбы с церковью. Подобное было с последователям иеромонаха Михаила Ершова, известными как "михайловцы".

С николаевцами случилось то же самое. Они уверовали, что Второе пришествие Иисуса Христа уже произошло, и им был император Николай II.

Наталья Поклонская и схимонах Сергий. Их часто приписывали к царебожникам.
Наталья Поклонская и схимонах Сергий. Их часто приписывали к царебожникам.

По всей видимости, воззрения данных группировок просочились в пределы катакомбных церквей и дошли до митрополита Иоанна (Снычева).

3. Третьим источником царебожия стали труды русских монархистов-эмигрантов, которые уже в 1927 году высказывали идею об искупительной жертве Николая II.

Именно в среде РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей) появились первые идеи о канонизации царской семьи как мученической. В 1938 году русский публицист Антон Керсновский публикует в "Царском вестнике" статью, в которой пишет:

"Ведь если Вы не прославите Царя-Искупителя, то встанут из своих безвестных могил все замученные и прославят Его!".

Царебожие митрополита Иоанна (Снычева)

Митрополит Иоанн, 1927-1945 гг.
Митрополит Иоанн, 1927-1945 гг.

В работе "Самодержавие Духа" митрополита Иоанна отсутствуют идеи о царе-искупителе и грядущем царе. Его заслугой стало описание метафизической картины царебожников. В "Самодержавии Духа" он выдвинул 4 фундаментальных идеи:

1. Вся власть от Бога, и эта власть имеет две формы - божественная власть в лице царя и попущенная Богом власть темных сил. Народ России отрекся от божественной власти и находится под властью темных сил.

2. Русский царь сдерживал приход Антихриста. Царь и русский народ образуют Святую Русь. Ей противостоят темные силы в лице "жидо-масонов", католиков и прочих. Темные силы пытаются создать анти-царство, противоположность Святой Руси.

3. Начало Святой Руси начинается с воцарения первого царского помазанника - Ивана Грозного.

Икона Ивана Грозного из архива царебожников.
Икона Ивана Грозного из архива царебожников.

4. Разрушение Святой Руси случилось в 1917 году. Россия до сих пор находится под властью темных сил.

История Святой Руси для царебожников - это то же самое, что Ветхий Завет для евреев. Эта история имеет священный богооткровенный характер, и ее можно интерпретировать как библейский текст, потому что история спиралевидным образом повторяет события Библии.

Во что верят царебожники?

Для них жертва Николая II тождественна жертве Иисуса Христа, поэтому их называют "царебожниками", то есть они приравнивают роли императора и Иисуса. То же самое можно сказать про тождество Библии с священной истории Святой Руси, которой руководили цари-помазанники.

Основный посыл царебожников в том, что история Святой Руси началась с Ивана Грозного как божественного образа. С помощью опричнины, которую можно рассматривать как образ ангельского воинства, Грозный создал божественный порядок в стране и одолел врагов. Он сделал русский народ богоизбранным. Отсюда идея, что народ является невестой царя, как церковь является невестой Христа.

В 1613 году царь Михаил Федорович дал Соборную клятву, тем самым получился мистический брак русского народа с новой царской династией. В 1917 году народ нарушил клятву, предав царя. Из-за этого Россия погрузилась в пучину бед. Однако Николай II искупил своей жертвой окончательное разрушение Святой Руси. Но народ все еще остается отступником.

Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича.
Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича.

Существует пророчество, что в скором времени придет новый царь, который восстановит Святую Русь, избавит народ от смуты. После этого произойдет второе пришествие Иисуса Христа и начнется Судный день.

Цели царебожников

Царебожники требуют, чтобы русский народ покаялся за свое предательство перед Николаем II, ибо была нарушена Соборная клятва 1613 года. После покаяния необходимо восстановить монархию. Только после этих событий случится возрождение России.

Многослойность царебожия

Царебожие нельзя считать монолитным движением, иногда обычный культ Николая II можно принять за царебожие. Некоторые царебожники могут разделять лишь часть представлений о царебожии.

Самым популярной идеей царебожия является учение о всеобщем покаянии. Иногда эту идею могут разделять даже те, кто не считает Николая II образом Иисуса Христа.

Литература: А.И. Зыгмонт. О феномене "царебожия" в современной религиозной культуре России.

А.А. Кострюков. К вопросу о подготовке к канонизации царской семьи в Русской зарубежной церкви.

Послесловие: помимо этого блога у меня есть ютуб-канал, где вы можете посмотреть много интересного контента о религии.

-7