В работе анализируются проблемы взаимоотношений феодальной монархии со своими вассалами на примере Французского королевства конца XII века. Особое внимание уделено политике Филиппа II и изменению взглядов на персону короля со стороны феодалов.
К концу XII века Французское королевство представляло собой небольшие территории, составлявшие Каролингское наследие: графство Парижское и графство Орлеанское. De iure, король Франков правил везде, но de facto королевство было поделено между несколькими значительными силами. Уже твердо оформились региональные владения и французские территории, подконтрольные английскому королю. В пределах своих земель герцоги и графы были вольны распоряжаться, как им вздумается: вершить суд, вводить налоги, собирать войска и объявлять войну. Военные отряды, призванные по феодальному праву на службу королю, зачастую оказывались меньше, чем должны быть, или же вообще не являлись в армию. К персоне короля у феодалов было довольно неоднозначное отношение. Несмотря на то, что они признавали за ним определенный престиж, связанный с миропомазанием и коронацией, зачастую великие феодалы часто смотрели на короля как на свою ровню. С восшествием на престол Филиппа II проблема отношений между королем и его феодалами лишь усугубилась, и со временем переросла в военное противостояние, названное в историографии войной Феодальной Лиги 1181-1187 гг.
Хотя проблема раздробленности королевства существовала, нельзя сказать, что у Филиппа не было сил для консолидации герцогств под своей рукой. Являясь самым богатым и могущественным из крупных магнатов, владея самым населенным на Западе городом, юный король мог выставить больше войск, чем любой из его противников. Кроме этого, благодаря управленческим реформам своих предшественников, Филипп сохранял контроль над многими сеньориями благодаря королевским прево, назначаемых по собственному усмотрению. Нельзя забывать и о таком союзнике Филиппа как Церковь. Доброе согласие с церковнослужителями облегчало королю взаимодействие с бедными и средними социальными категориями. Имея таких союзников, Филипп мог сосредоточить свое внимание на главном камне преткновения королевства - феодальной проблеме.
По мнению французского медиевиста Жерара Сивери, мятеж феодальной верхушки был вызван желанием использовать молодого короля как заложника своих честолюбивых притязаний. Действительно, учитывая юный возраст короля, а также политическую раздробленность кланов при дворе, эта идея наиболее вероятна. Возможно, восстание Лиги было поднято не столько против короля, сколько против его ближайших сторонников, пользующихся влиянием при дворе нового монарха. В первые несколько месяцев правления Филиппа сформировался королевский совет. Это не могло не вызывать зависти у представителей Шампанского клана и королевы-матери Адели. Таким образом, одну из главных причин феодального бунта можно видеть в обиде старой знати, потерявшей свое положение при дворе. Собрав союзников, шампанцы взялись за оружие надеясь вернуть свое влияние на короля. Однако, особенность этого мятежа в том, что, начавшаяся как ссора придворных группировок, эта война вылилась в усиление непосредственно королевской власти (!).
События антифеодальной войны можно поделить на несколько этапов. На первом этапе, 1179-1181 гг., Филипп Эльзасский помогал королю разбить готовившиеся мятежи мелких вассалов. Однако граф был недоволен ростом влияния рода Эно при королевском дворе. Попытки графа Фландрского использовать короля и его жену в собственных целях не достигли желаемого результата. Его ссоры с приближенными короля привели к уходу графа в лагерь королевы- матери. Так сформировалась Феодальная лига из представителей шампанского клана, королевы Адели и Филиппа Эльзасского. Видя возможность присоединить сеньории Де Вержи к Бургундии, к мятежу присоединился герцог Бургундский Гуго III. Замысел войны состоял в том, чтобы с захваченных земель получить как можно больше выгод, затем заключить наиболее прибыльный мир. Потому война была достаточно жестокой по отношению к местному мирному населению. Противники грабили и подчиняли вражеские территории, разоряли деревни, а генерального сражения по ходу войны так и не произошло.
Борьба короля со своими феодалами имела четко выраженную специфику. Во-первых, матримониальная политика, проводимая королем Филиппом, способствовала росту королевского домена.Уже в 1184 году Филипп начал выдавать богатых наследниц замуж за своих верных рыцарей, которые в благодарность были рады уступить ему свои фьефы. Например, таким образом, было получено кастелянство Монтаржи, дополнившее королевские владения в Гатинэ и преобразованное в превотство. Во-вторых, Филипп предпочитал вести экспансию на территориях, которые, через представителей, уже находились под его административным контролем. Особенно это касалось доходных земель, через которые проходили торговые пути. Филипп очень рано осознал, что знатные сеньоры заправляют политической жизнью, потому противостояние с вассалами должно было освободить короля от оков феодальный обычаев. Королю впервые пришлось противостоять владельцам всех великих фьефов королевства. При этом, боевые действия практически не предпринимались, а на поле боя обычной практикой стали переговоры о наиболее приемлемых условиях мира. Таким образом, Филипп боролся за возрождение прав королевской власти, которые были утеряны за столетия после Карла Великого.
В отношениях короля со своими феодалами после войны произошли значительные изменения. Филипп II быстро осознал свои обязанности, назначая верных себе людей на ключевые посты, а после их смерти сосредотачивал в своих руках единую власть. Так, король воспользовался смертью сенешаля Тибо Шартрского и канцлера Гуго де Пюизе чтобы закрепить свою власть и не назначать им приемников. Филипп II разбирался в причинах мятежей своих вассалов и старался по возможности устранять их. Произошло изменение взглядов на короля со стороны сеньоров. Изначально, отношение к королю трактовалось из соображений использования монарха в собственных интересах. К середине войны оно изменилось на готовность сотрудничать и вести переговоры. А ко времени подавления мятежа, отношение к королю преобразилось окончательно. Это была в некотором роде готовность подчинится Филиппу. Произошли возвышение фигуры короля над своими сеньорами, закрепленное сложившейся в королевстве действительностью.
На втором этапе, после 1184 года родственники короля по матери снова вернули свое влияние при дворе, однако больше не претендовали на управление королевством от его имени. Видя безвыходность своего положения, Филипп Эльзасский пошел на мирные переговоры, признав власть короля над своими доменами, которые должны были после смерти Филиппа перейти к королю. На третьем этапе войны, Филипп II провел успешную кампанию в Бургундии, а герцогу Бургундскому пришлось покориться требованиям короля.
После войны, в отношениях короля со своими феодалами произошли значительные изменения. Филипп II быстро осознал свои обязанности, назначая верных себе людей на ключевые посты, а после их смерти сосредотачивал в своих руках единую власть. Филипп II разбирался в причинах предательства своих вассалов и старался по возможности устранять их. Происходит изменение взглядов сеньоров на короля. Изначально, отношение к королю будет трактоваться из соображений использования монарха в собственных интересах. К середине войны оно изменится на готовность сотрудничать и вести переговоры. А ко времени подавления мятежа, отношение к королю преобразится окончательно. Это будет, в некотором роде готовность подчинится Филиппу. Происходит возвышение фигуры короля над своими феодалами, закрепленное сложившейся в королевстве действительностью.
Победив феодалов, Филипп поднял престиж королевской власти. Все его противники признали за новым королем право править самостоятельно. Филипп решил самую сложную задачу: обеспечил безопасность домена, отведя от него наибольшую угрозу. Такой угрозой могла стать Антикоролевская Феодальная лига, сложившаяся в коалицию княжеств на севере страны, с поддержкой иностранных дворов. Эта угроза была устранена, а вассалы отныне были вынуждены искать компромиссные пути решения проблем с королевским двором. Такие обстоятельства привели к объединению знати вокруг короля.
Для Французского королевства междоусобная борьба с Феодальной лигой имела огромное значение. Король Филипп II окончательно утвердился на престоле, постепенно изменив у своих дворян представление о королевской власти. Чтобы создать основу для своего могущества, Филиппу был необходим богатый и обширный домен откуда он бы черпал ресурсы в виде денег и солдат. Прибавившиеся к королевским фьефам новые земли давали королю Филиппу средства для консолидации больших ресурсов в своих руках. Отныне его фигура возвысилась над сеньорами, а вассалы воссоединились вокруг персоны монарха в угоду целостности домена и борьбы с внешним врагом.
Урюмцев Е.Р. Франция эпохи Филиппа II Августа