Еще одно боевое искусство с приставкой «айки» появилось –кто бы мог подумать! – на территории современной Франции. Его создателем является мастер Алан Флоке, который долго время изучал классические японские школы, и в итоге приспособил их для европейцев, создав комплексную школу боевого искусства.
Алан Флоке родился в 1938 г. в Париже, и рано начал изучать дзюдо. Позднее он приобщился к другим японским школам. После гибели главы европейского представителя школы Ёсэйкан, французская федерация оказалась на грани раскола. В это непростое время, Алан Флоке взял на себя роль лидера, который сумел исправить ситуацию. Он связался с главой школы Минору Мотидзуки, и тот прислал во Францию своего сына Хироо, ставшего главным инструктором. Но неожиданно для всех, Хироо Мотидзуки взялся реформировать школу, приближая ее технику к спортивной. Флоке не смог с этим согласиться, предпочитая видеть школу в прежнем, классическом виде. У него уже тогда был высокий авторитет, но Хироо, все-таки, был сыном главы школы, что создавало весьма непростую ситуацию.
Возглавив французский Ёсэйкан, Алан Флоке продолжил совершенствовать свое мастерство, и искать новые знания. Он регулярно тренировался у Минору Мотидзуки, а также у других знаменитых мастеров, постигая секреты Дайто-рю Айки-дзюцу и Катори Синто-рю. Объединив изученные техники, в 1980 г., Алан Флоке объявил о создании айкибудо.
Айкибудо – это комплексное боевое искусство, основанное на классических японских боевых искусствах. Программа школы весьма объемна, и включает в себя ударные и бросковые техники, а также работу с оружием. Сам мастер говорит, что содержание айкибудо столь обширно, что его можно изучать всю жизнь. В своей книге Алан Флоке называет айкибудо тонким искусством, которое опирается как традиции, так и на эволюцию. Он много говорит о великих мастерах прошлого, в числе учителей называя Сокаку Такэда и Морихэя Уэсибу. Определяя сущность своего боевого искусства, Алан Флоке говорит о том, что это не только искусство самозащиты, но и искусство развития.
Но среди рассуждений о высоких материях, красной нитью проходит идея о том, что айкибудо – эффективнейшее боевое искусство, которое может с успехом применяться в самых разных ситуациях. Недаром подчеркивается, что айкибудо состоит на вооружении в армии и полиции. Как утверждается, техника айкибудо относится к жесткой, движения в приемах короче и компактнее, чем в айкидо, а удары применяются чаще и разнообразнее.
Что тут можно сказать. Безусловно, высочайший уровень мастерства Алана Флоке сомнений не вызывает. Он достиг вершин мастерства во многих боевых искусствах, и его стремление оставить след в виде собственной школы, вполне понятно и обосновано. Так поступали многие мастера. Но в чем состоит отличие айкибудо от школ-прародительниц, понять невозможно. По сути, это комбинация изученных ранее стилей, которая зачастую мало чем отличается от айкидо.
Почему именно айкибудо изучается во французской армии – совершенно непонятно. Известно, что многие французские спецподразделения используют различные сочетания дзю-дзюцу, карате, и бокса. Кроме того, во Франции существует такая замечательная система, как сават. Мне кажется, что вышеуказанные системы гораздо больше подходят для поставленных задач, нежели школа Алана Флоке с его «айкидошными» техниками. Также неясно, как может пригодиться военным и полицейским раздел работы с традиционным оружием. Разве что вооруженные катанами и нагинатами жандармы, одним своим видом будут вселять страх в парижских хулиганов. Впрочем, утверждение об эффективности айкибудо для силовиков, может оказаться обычным рекламным ходом.
Таким образом, созданное французским мастером Аланом Флоке айкибудо, является традиционной школой, представляющей собой техники Дайто-рю Айки-дзюцу, Катори Синто-рю, и Ёсэйкан айкидо. Об уникальности и исключительной эффективности говорить не приходится, однако это популярная и востребованная школа, которая успешно развивается.