Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Пять уроков, которые навсегда изменят то, как вы пишете персонажей

Несколько недель назад добрый читатель перепостил кое-что, что я недавно написал о персонаже. Вот что я/он сказал:

“Вы должны знать, как строить сюжет, как структурировать историю. Но если вы действительно хотите стать сценаристом, изучите как создавать персонажей. Узнайте, как сделать персонажа привлекательным. Узнайте, как сделать персонажа интересным. Узнайте, как создать арку персонажа. Узнайте, как создавать неразрешенные предыстории для персонажей. Узнайте, как создавать неразрешенные отношения между персонажами.

Потому что правда в том, что любой может научиться писать сценарий достаточно практикуясь. Конкуренция среди авторов бесконечна. Но число сценаристов, которые понимают (и я имею в виду ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понимают) как работать с персонажем, намного меньше. Так что, если вы сможете овладеть этим навыком, вы будете очень востребованы".

Это может показаться самовлюблённым, но всё время, пока я читал это, я кивал головой, говоря: “Да, это правда”. И это правда. Персонаж - это то, что выделяет вас.

Студии могут придумать свои собственные концепции. Нетрудно сказать: “Как насчёт роботов против монстров?!” Они могут заполучить отличных актёров. Они могут заказать великолепные декорации. Они даже могут сколотить сюжетную линию, если понадобится. Но единственное, чего они не могут сделать?

Придумать убедительных персонажей, которые волнуют зрителей. Это то, для чего ТЫ ИМ НУЖЕН. Вот почему умение создавать персонажей так ценно. Это может сделать лишь крошечный процент авторов. Хотите присоединиться к этому проценту? Читайте пять пунктов, к которым я перейду ниже.

1) Узнайте, как сделать персонажа привлекательным.

Это одна из первых вещей, которые вы слышите, когда начинаете свой путь сценариста. "Сделай своего главного героя симпатичным". Раньше это было проще. Попросите вашего героя спасти кошку или бросить бродяге доллар, и вы будете готовы к следующим двум часам. Но зрители стали чувствительны к манипуляциям. А это значит, что вам нужно быть более изощренным в своём подходе.

Первый шаг - перестать думать о персонажах в термине "привлекательности" (одномерный) и вместо этого думать о них в термине "симпатии" (трёхмерный). Спросите себя: “Как я могу заставить читателя почувствовать симпатию к этому персонажу?”

Один из способов - показать, что вашим персонажем пользуются. Например, в "Пробуждении Силы". Этот негодяй-старьёвщик постоянно обирал Рей, недоплачивая ей за огромный объём работы, которую она выполняла весь день. Кто не испытывает симпатии к Рей?

И это даже не обязательно должно быть так просто. "Озарк" дал нам героя, который работал сверх всякой меры, чтобы обеспечить свою семью. Мы наблюдаем как он возвращается домой, а его игнорируют или воспринимают как должное. Почему мы ему сочувствуем? Потому что это нечестно! Мы хотим, чтобы его семья признавала всё, что он делает для них.

Чтобы выяснить, что вызывает у людей симпатию, напишите список всех людей, которые вам нравятся, в вашей личной жизни и в глазах общественности, и запишите, что заставляет вас любить этих людей ("Потому что они классные и красивые" - неприемлемый ответ).

Это станет отличной отправной точкой для создания симпатии у ваших собственных персонажей.

2) Узнайте, как сделать персонажа интересным.

Про скучных людей не снимают фильмы. Вы заметите, что даже персонажи, написанные так, чтобы быть "скучными", в какой-то мере интересны. Скучность сводится к одному – общему фактору: человек, который делает и говорит предсказуемые и очевидные вещи.

Фильмы больше, чем реальная жизнь, поэтому персонажей нужно каким-то образом преувеличивать. Это может означать чрезмерную энергию, такую как у Тони Старка или Ллойда Доблера ("Скажи что-нибудь").

Это может означать безумное стремление к успеху (Том Круз в "Фирме"), это может быть преувеличение ключевой черты характера (эгоизм Хана Соло), это может быть то, что они действительно увлечены или в чём-то хороши (Мэтт Деймон - лучший ботаник во вселенной в "Марсианине", Киану Ривз - элитный убийца в "Джоне Уике").

Но вот где большинство авторов застревают в "интересном" персонаже, так это разработка главного героя. Поскольку главные герои должны иметь мотивацию, трудно сделать их суперинтересными без причины. Как преодолеть это? Создайте конфликт ВНУТРИ персонажа.

Итак, Уолтер Уайт. Он хочет поступить правильно. Он хочет помочь семье. Но он должен сделать что-то плохое, чтобы достичь цели. Это делает “нормального” парня очаровательным, так как он постоянно находится в состоянии войны с самим собой.

То же самое с Люком Скайуокером. То же самое с Майклом Корлеоне в "Крёстном отце". Джейсон Борн всегда казался не в ладах с тем, на что он был способен. Мы видим это с персонажем Джейсона Бейтмана в "Озарке".

Это не единственный способ сделать вашего героя интересным, но это один из лучших способов. Поэтому, если это соответствует вашей истории (примечание: не факт, что так будет), используйте это.

-2

3) Узнайте, как создать арку персонажа.

В последние годы были некоторые споры о том, необходимо ли создавать арку персонажа или нет. "В реальной жизни люди не меняются!" - это боевой клич против этого приёма. Да, но фильмы - это не настоящая жизнь. И видеть, как персонаж развивается и меняется - это одна из самых сильных вещей, которые зрители могут испытать во время просмотра фильма. Потому что мы все хотим измениться.

Мы все хотим преодолеть то, что нас сдерживает. Подумайте об этом. Прямо сейчас. Что мешает тебе заполучить девушку, получить повышение, продать сценарий, добиться успеха в жизни?

Скорее всего, вы знаете, что это такое. И вы хотите это изменить. Но это трудно. Поэтому вы боретесь каждый день. Ну, а фильмы позволяют вам исследовать это. И что ещё лучше, они позволяют вам (или вашему персонажу) преодолеть это.

Для создания арки персонажа требуется определить ограничивающую черту (недостаток) вашего героя. Затем вы используете свою историю, чтобы бросить вызов этой черте и, наконец, показать, что ваш герой в конце концов преодолеет её.

В "Головоломке" ограничивающая черта Радости (или "недостаток") - это её одержимость тем, чтобы всё было счастливым, совершенным и идеальным. Она должна понять, что не всё должно быть таким всегда, и что темные моменты - это то, что заставляет светлые моменты сиять ярче. Наблюдение за тем, как она наконец осознала это (и ИЗМЕНИЛАСЬ), было одним из самых ярких моментов сценария.

Не каждый персонаж будет идеально подходить для изменений. Но фильмы приносят больше эмоционального удовлетворения, когда вы показываете отличную арку персонажа.

4) Узнайте, как создавать неразрешённые предыстории для персонажей.

Один из самых быстрых способов создать персонажа одномерным - заставить его существовать только в течение двух часов после того, как вы написали фильм. Если вы совершите эту ошибку, мы не подключимся к персонажу, потому что мы не видим в нём реального человека, который прожил реальную жизнь.

Способ исправить это - создать неразрешённую предысторию. Неразрешённая предыстория выходит за рамки традиционной предыстории, потому что она включает прошлое таким образом, что с ним приходится иметь дело в настоящем.

Например, если персонаж говорит: “Я встречался с этой девушкой из Европы, и у нас ничего не вышло”, это нормальная предыстория. Неразрешенная предыстория: “Я был влюблен в эту девушку, но ей пришлось вернуться в Европу после колледжа, и я всегда задавался вопросом, что бы случилось, если бы мы остались вместе”.

Это неразрешимо, поскольку это означает, что наш персонаж не найдёт покоя, пока не решит эту проблему. Неразрешённая предыстория может быть физической или психологической.

Физический пример я только что показал. Психологический - это то, что персонаж должен преодолеть внутренне. "Вверх" студии Pixar - хороший пример. Карл Фредриксон (старик) должен прекратить оплакивать свою умершую жену. Он должен смириться с её уходом, чтобы снова начать жить полноценной жизнью.

Вы также увидите неразрешённую предысторию во многих вестернах. Человек, чья семья была убита, должен отомстить убийце. Кроме того, это не всегда должно быть чем-то важным и большим.

В "Звёздных войнах" Хан Соло отказался платить Джабба Хатту, и теперь Джабба назначил за него награду. Так что Хану приходится иметь дело с Гвидо (Хан выстрелил первым!) и самим Джаббой в специальном издании фильма.

5) Узнайте, как создавать неразрешённые отношения между персонажами.

В сценарном ремесле идеальные отношения скучны. Прочтите это предложение ещё раз. Потому что, если вы когда-нибудь напишете идеальные отношения (брак, лучшие друзья, брат-сестра, партнёры по работе), вы до СМЕРТИ наскучите зрителю.

Итак, вам нужно создать проблему в отношениях, которая будет служить “неразрешённым” компонентом, который зрители теперь могут наблюдать в надежде, что персонажи исправят это к концу фильма.

"Головоломка" – Радость всегда весёлая. Печаль всегда печальна. В результате они никогда не сходятся во взглядах.

Люк и Хан. Люк хочет помогать другим. Хан хочет помочь только себе.

Озарк. Марти верит в финансовую ответственность и бережливость. Его лучший друг Брюс считает, что вы должны тратить свои деньги и получать как можно больше удовольствия.

Крид. Адонис рвётся в бой. Рокки хочет притормозить, выучить основы, научиться ползать, прежде чем ты сможешь ходить.

Вам нужно что-то, что создаёт толчок в отношениях, даже если это так же просто, как показать другую сторону мира.

Помимо всех советов, познакомьтесь со своими персонажами как можно лучше. Напишите биографию значимых персонажей, если сможете. Многие авторы возразят: “В чем смысл? Ничто из этого не попадает в сценарий". По большей части это правда. Но чем больше вы знаете о персонаже, тем больше деталей вы можете добавить к его истории.

И читатели это чувствуют. Они знают, когда писатель знает своих персонажей, и знают, когда он несёт чушь. Потому что, когда вы несёте чушь, жизнь вашего персонажа растворяется в обобщениях.

Вместо персонажа, который работает в магазине миндального печенья (уникальный, подробный), они будут работать в кафе (очевидный, общий). Чем больше вы знаете о ком-то, тем более уникальным вы можете его написать, и это выделит ваших персонажей. Так что возьмите эти знания и дайте нам несколько персонажей, которых мы никогда не забудем!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.