Быть может, я и планировала закончить сравнение героев романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" на красавице Мерседес, но что-то пошло не так не смогла обойти стороной и прелестную гречанку Гайде, наложницу Монте-Кристо, с которой, согласно роману, граф остался в конце повествования после того, как отомстил всем, кому посчитал нужным.
Как известно, не все режиссеры смогли смирится с такой концовкой и в некоторых экранизациях граф все же отдает свое предпочтение своей давней возлюбленной Мерседес. С одной стороны, логика в этом есть, ведь граф так и не смог по-настоящему полюбить Гайде, лишь позволил ей любить себя. Но с другой стороны, и с Мерседес он снова сойтись бы не смог: прошлое слишком тяготило их обоих. Оставим же альтернативные варианты на откуп режиссерам и давайте посмотрим, какой должна была быть Гайде по замыслу автора романа.
Гайде - дочь Али-Паши (Али-Тебелина) и прекрасной Василики. Девочка ещё в детстве лишилась родителей, а затем была продана в рабство.
"Меня отвели на базар; меня купил богатый армянин. Он воспитал меня, дал мне учителей, а когда мне минуло тринадцать лет, продал меня султану Махмуду." (Гайде о своем прошлом)*
У султана Монте-Кристо и перекупил прелестную наложницу за королевский изумруд.
Имя Гайде, по словам графа, означает целомудрие, стыдливость и невинность, что немного расходится с образом рабыни и наложницы.
Но Монте-Кристо относится к юной гречанке больше как к своей дочери, постоянно называя ее "моё дитя", хотя она величала его не иначе как "мой господин".
"Увидев Монте-Кристо, она приподнялась со своей особенной улыбкой — с улыбкой дочери и возлюбленной"*
В романе Гайде около 19-20 и лет, и она, разумеется, невероятно красива.
"Что касается красоты этого лица, то это была греческая красота; большие черные бархатные глаза, прямой нос, коралловый рот и жемчужные зубы.<...> И все это очарование было озарено весною молодости, во всем ее блеске и благоухании."*
Хоть Гайде, по словам Монте-Кристо, никогда не была знакома близко ни с одним мужчиной кроме него и своего отца, она уверена, что любит графа, да так, что тотчас погибнет при разлуке с ним.
"Я никого не встречала красивее тебя и никого не любила, кроме моего отца и тебя. <...> Моя любовь к тебе — не такая любовь; мой отец умер — и я осталась жива, а если ты умрешь — умру и я."*
Эти слова она повторяет своему возлюбленному не единожды, но все же граф в них не верит. Завершив все свои дела, он было собирается дать Гайде свободу, но она снова уверяет его в искренности и полноте своих чувств.
"Да, я люблю тебя! Я люблю тебя, как любят отца, брата, мужа! Я люблю тебя, как жизнь. Я люблю тебя, как бога, потому что ты для меня самый прекрасный, самый лучший, самый великий из людей"(Гайде графу)*
И Монте-Кристо сдается: у него больше не осталось жизненной цели и, как он считает, только чистая любовь сможет вернуть его к жизни и излечить старые раны.
"Так люби же меня, Гайде! Кто знает? Быть может, твоя любовь поможет мне забыть то, что я должен забыть. У меня на свете осталась только ты, Гайде, ты одна привязываешь меня к жизни, ты одна можешь дать мне страдание, ты одна можешь дать мне счастье!" (Монте-Кристо Гайде)*
Сам граф, правда, как и я, слабо верит в счастливый финал такого союза, но поддается соблазну остаться с ней.
Итак, о внешности Гайде нам известно только то, что она была красивой гречанкой, о характере - и того меньше: нас известно лишь, что она во всем и беспрекословно слушалась своего господина. Ее образ в романе весьма однозначен и существует лишь для противопоставления с "ветреной" Мерседес: она предала своего Дантеса и память о нем. Гайде же скорее бы умерла, чем вышла замуж за другого. Очевидно, именно такой жертвенной и должна быть женская любовь в понимании Александра Дюма, поэтому Монте-Кристо и остаётся в конце со своей наложницей.
Давайте же скорее смотреть на образы Гайде в различных экранизациях романа.
В первом фильме из нашего списка, вышедшем на экраны в 1954 году, роль юной и чарующей наложницы исполняет Кристина Градо.
В романе Альбер, впервые увидев Гайде, пришел в изумление при виде ее необычной, экзотической красоты, такой отличной от красоты француженок, к которой он привык. В этом случае, к сожалению, бедняга Альбер и не заметил бы разницы. И не так важна внешность, как кокетство и жеманство, которых у гордой и искренней Гайде не могло быть и в помине. Поэтому увы, в отличие от Мерседес, которая в этом фильме мне весьма понравилась, о Гайде я этого сказать не могу.
Почти двадцать лет спустя, в 1975 году, на экраны вышел фильм с Ричардом Чамберленом в главной роли, в котором Гайде сыграла Изабель де Валверт.
Если в прошлой экранизации южного колорита актрисы мне не хватило, то в этой его как будто бы даже несколько с избытком. Греция, конечно, солнечная страна, но, думается мне, не настолько... В фильме граф не остаётся с Гайде, так как испытывает к ней лишь отцовские чувства, оттого и образ самой наложницы несколько отличается от книжного: она не заверяет графа в своей вечной любви, не пытается пылко, но вместе с тем и смиренно отвоевать свое право на счастье с ним. Нет, эта Гайде сдержанна и непоколебима, а о чувствах ее мы можем лишь догадываться. Могу сказать, что в этой интерпретации она даже неплоха, но все же не Гайде.
В советской экранизации романа "Узник замка Иф" 1988 года в роли Гайде мы видим актрису восхитительную Надиру Мирзаеву.
Вот именно такой я представляла себе Гайде, когда читала роман. И она действительно выглядит как наложница в своих откровенных полупрозрачных нарядах. Известно, что и режиссер картины 52-летний Георгий Юнгвальд-Хилькевич перед 17-летней Надирой устоять не смог. В последствии, он даже оставил семью и женился на ней, но это совсем другая история.
Именно эта актриса, «без огня эмансипации в глазах» (так Хилькевич говорил о Надире) смогла, как мне кажется, передать образ пылкой и верной Гайде в точности. И сразу с лёгкостью можно понять графа: разве возможно отказать такой женщине, если она просит твоей любви?
А вот во французском сериале 1998 года Гайде, которую исполнила Инес Састр, счастья в виде Жерара Депардье, то есть, конечно, графа Монте-Кристо, не досталось: он предпочел ей Мерседес.
Мне образ, созданный актрисой, отчего-то больше напоминает индийские фильмы, только без танцев. Но возможно, я просто мало понимаю в восточном колорите. Так как отношения с графом у этой Гайде сугубо платонические, раскрыться у актрисы особенно не получилось: роль ее так и осталась по большей мере эпизодической.
В экранизации 2002 года Гайде не повезло ещё больше: о ней просто забыли, не включив в сценарий даже ради сюжетной линии с ее преданным отцом.
Что ж, в этой подборке выбрать самую лучшую Гайде проблем не составило: для меня это определено Надира Мирзаева.
*"Граф Монте-Кристо" Александр Дюма
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: