Мы семьей любим путешествовать. Причем как в известные, так и непопулярные места. Ездим по своей области, посещаем другие регионы центральной России.
В минувшие выходные выбрались в с. Ерлино Кораблинского района Рязанской области. Давным-давно (впервые упоминается в середине XVII века) оно принадлежало к приходу с. Вердерево, которое и ныне располагается неподалеку и представляет из себя занимательное явление для автомобилиста: знак на белом фоне с названием – триста метров дороги, с одной стороны которой кладбище, с другой – церковь (начала XX века постройки, между прочим, реконструированная: купол и свод – шикарнейшие!), – перечеркнутый знак (в общем, где НАСЕЛЕННЫЙ пункт, я так и не поняла: сколько головой ни крутила, домов не разглядела).
В 1747 году Ерлино получил участник Елизаветинского переворота Матвей Михайлович Ивинский (где-то упоминается, что в качестве приданого, где-то – как благодарность за установление власти дочери Петра). В центре усадьбы по сей день находится родовой столб, или родовой обелиск, являвшийся ранее обязательной принадлежностью дворянских гнезд.
Ивинские, кстати, в Ерлино прожили достаточно долго: имением владело четыре поколения этой семьи, – вплоть до 1891 года. При Ивинских наряду с деревянной церковью, построенной до них и не сохранившейся на сегодняшний момент, к 1779 году была возведена каменная церковь Архистратига Божия Михаила. Сперва здание состояло только из основного объема храма, но на рубеже XVIII и XIX веков у южной стены храма был возведен придел, освященный в честь Ростовского митрополита Дмитрия чудотворца. В 1860-ые церковь была вновь перестроена и значительно расширена. В клировой ведомости Архангельской церкви за 1864 год отмечается, что в храме «престолов четыре», при этом церковь является трехпридельной: во имя Архистратига Божия Михаила (основная часть), во имя благоверного князя Александра Невского (устроен и освящен в 1857 году), во имя святителя чудотворца Дмитрия Ростовского (устроен и освящен в 1861 году), в третьем приделе – также во имя святого преподобного Сергия Радонежского.
В середине 2000-х годов церковь начали реставрировать: видно, что обновили алтарную часть, колонны, частично положили кровлю, – но, вероятно, финансирование исчерпало себя, и церковь по-прежнему ветшает.
Леса вокруг стен пахнут сыростью, рядом валяется строительный мусор современности и кирпичи древности, подземный ход в алтарь (или что это может быть обнесено заборчиком с явным скосом земли под церковь?) зарос крапивой выше человеческого роста…
В общем, зрелище печальное, хоть и впечатляющее. Церковь, кстати, представляет из себя достаточно интересную форму: к классическому «ковчегу» слева пристроен еще один придел, так что выходит несимметричная форма, похожая – если представить ее с высоты птичьего полета – на бородку замочного ключа. Третьего придела, о котором говорится в клировой ведомости, я не увидела…
Но вернемся к истории села.
В 1891 году Ерлино приобрел Сергей Николаевич Худеков (российский предприниматель, устроитель образцовых в хозяйственном отношении усадеб, издатель, драматург, театральный критик, историк балета, коллекционер и общественный деятель).
Он организовал на месте усадьбы парк-дендрарий, возвел собственный каменный дом с фонтанами, скульптурами, каскадным прудом и невероятной красоты мостом через него, вырастающим из трех парадных лестниц от просторного балкона.
Худековым было создано образцовое хозяйство, состоящее из питомника плодовых и декоративных деревьев, оранжереи из субтропических растений, розария. На территории, по свидетельствам очевидцев, находились птицеводческая ферма, скотоводческий двор, винные погреба, конский завод, склады, ледник, водопровод и другие хозяйственные сооружения и постройки. Усадебный парк был отмечен медалью на Всемирной выставке 1900-го года.
После Революции 1917 года имение подверглось участи всех барских домов и было разгромлено: двухэтажный каменный дом полностью уничтожен, предметы интерьера разворованы, придомовые постройки переданы под хозяйственные нужды, в 30-х годах разрушена церковь, где организовали склад химикатов и машиностанцию.
Впоследствии потомки поняли, что натворили, и решили реабилитироваться перед историей: в 1974 году парку был присвоен статус памятника культуры, в 1977 году – памятника природы, к 1988 году был разработан проект реставрации и благоустройства усадебного комплекса, с 2003 года начались восстановительные работы, в 2006 году образован Государственный историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник Рязанской области «Усадьба С.Н.Худекова».
Поначалу энтузиасты живо взялись реставрировать то, что было уничтожено вандалами революции: очистили пруды, восстановили плотины, возвели мост, высадили новые деревья, начали реконструировать церковь… Но – то ли финансирования не хватило у региона, то ли не окупалась затея для власть имущих (поэтому и деньги резко закончились), то ли запал быстро остыл, то ли оптимизация кадров (как и везде) началась – в общем, не доделали то, что так лихо начали…
Территория усадьбы с центрального входа обнесена деревянным штакетником с металлическими воротами. Есть небольшая парковка – машин на пятнадцать.
Со стороны парк где-то граничит с полем и на въездах просто имеет деревянные шлагбаумы с «кирпичом», где-то – с частным сектором и упирается в соседскую загородку.
В настоящее время из исторических строений хорошо сохранились (или реконструированы) несколько зданий.
Справа от входа можно увидеть каретную.
Недалеко от ворот находится людская. Стены покрашены или оштукатурены и облупились, окна затянуты пленкой, на некоторых видны советские решетки: явно помещение до некоторых пор использовалось современниками, но ныне пустует: ни экспозиции, ни сувенирной лавки…
Магазинчик, а также сам музей находятся в одном из сохранившихся флигелей с каменным первым этажом и каменно-дощатым верхним. Был у меня опыт работы экскурсоводом, поэтому по музеям я не хожу, но, при желании, можно посетить сие милое здание за чисто символическую плату и узнать, наверняка, много интересного про историю села, жизнь, творчество и деятельность Худекова, и, конечно, про его дендрарии (а их у него было минимум два – кроме Ерлинского еще знаменитый Сочинский!).
Это здание находилось в непосредственной близости от барского дома, по левую руку, если смотреть на пруд. Главный дом был кирпичный, двухэтажный, построенный в стиле позднего классицизма. Центр его обращенного к водоему фасада украшали полукруглый выступ и большой балкон прямоугольной формы, опирающийся на две колонны. Перед домом был большой газон с цветником.
Сейчас от дворянского гнезда остался только фундамент – и тот в разрушенном состоянии.
Зато можно оценить уровень инфраструктуры: взгляните на колодец XIX века, который был частью канализационных сооружений в доме.
По правую руку от руин можно увидеть поварскую, где жила дворня, она находится чуть дальше левого флигеля и выполнена в иной архитектурной форме. В этом здании сейчас находится Ерлинская общеобразовательная школа.
Рядом со школой – место, очень похожее на летний театр.
С другой стороны от школы – тоже небольшое строение.
Если обратить свой взор к пруду, то можно увидеть милый каскадный фонтанчик, на котором любят фотографироваться посетители. Раньше на этом месте были великолепные каменные лестницы, плавно перетекающие в мост.
Исторический мост также был разрушен, однако на первых порах реконструкции возвели новый – не вполне такой же, но максимально приближенный к оригиналу и довольно впечатляющий: на высоких бетонных сваях стоит многоуровневая металлическая конструкция с массой лесенок и площадок, ступени и пол выстланы досками, перила – металлические с арфами и шишечками.
Под этой грандиозной конструкцией практически нет воды: от пруда осталось небольшое болотце, которое громко потрескивает в районе скопившейся ряски. Глубокий водоем, который некогда был заполнен водой и соединялся с другим прудом через трубу в плотине, теперь превратился в огромный овраг, в небольшой части которого (как раз под мостом) остается мелкое озерцо, густо заросшее травой.
Представляю, какой великолепный вид некогда открывался с другой стороны моста: полноводный широкий пруд, через который перекинут удивительных извилин каскадный мост, за ним – роскошный белокаменный дом с колоннами. В настоящее время только памятник С.Н.Худекову сурово глядит из-за руин барского дома на то, что осталось от былого величия. Монумент авторства рязанского скульптора Бориса Семеновича Горбунова был открыт в 2007 году.
За мостом начинается часть усадьбы, сравнимая с лесом: высокие вековые деревья, щебетание птиц, затерявшиеся в зарослях водоемы.
Один из прудов находится правее, если идти с моста. От основного водоема (который сейчас овраг) его отделяет небольшая насыпь. Муж посмотрел на упавшие в воду деревья и сказал: «Только медведей не хватает!».
Сначала мы задались вопросом, почему не вывозят бурелом, а потом взглянули еще раз на лес, пруд, поломанные стволы – и нам показалось, что именно так здесь и должно быть! Ну, красиво же! Естественно…
Если продолжать пусть от моста прямо, натыкаешься на руины старых ворот: место обнесено лентой, видны разрушенные основы столбов – и абсолютно непонятно, как выглядели эти въездные ворота и даже в какую сторону стояли… Исторических фотографий тоже не удалось найти, но не исключено, что есть какая-то информация в самом музее или у экскурсоводов (ну, вы уже знаете, что я по музеям ходить не люблю).
Далее лес (не поворачивается язык назвать его парком – настолько в нем тихо, спокойно и естественно) представляет из себя выделенные аллеи.
Прямо идешь по кленовой. Исторических деревьев на ней осталось немного – всего около 15 штук, диаметр их стволов доходит до 90 сантиметров! Остальные деревья по внешнему виду не особо отличаются от худековских – они тоже довольно широки и объемисты и прекрасно сохраняют внешний вид и направление аллеи.
После кленовой аллеи сворачиваешь налево и попадаешь в аллею лиственничную. На ней сохранилось около 60 старых лиственниц: идешь между высоченными толстенными столбами и сливаешься с природой…
Пройдя метров сто пятьдесят, можно вновь свернуть налево и оказаться в дубовой аллее, где вековые деревья обступают с боков и направляют по тропинке дальше.
После дубов начинается часть тропинки, обсаженная хвойными породами: елями, соснами, пихтами…
Некоторые деревья имеют причудливый вид.
На территории усадьбы встречаются огромнейшие муравейники: высота их настолько велика, что создается впечатление, будто муравьи живут здесь со времен основания парка!
Многие деревья погрызаны древоточцем, болеют, падают…
Аварийные насаждения помечены ленточками, что добавляет уважения к хранителям дендрария.
Парк обновляется естественным образом, но также под руководством человека: в честь 70-летия Победы высажена аллея молодых саженцев, под покровом высоченных вековых деревьев кое-где встречаются малютки-елочки.
Из упавших или спиленных во избежание падения стволов в парке стоят выкрашенные разноцветными красками пенечки, сделаны тропинки.
Выходя из леса, попадаешь на плотину, слева – пруд, через который перекинут мост, слева – небольшой водоем, наконец-то наполненный водой!
Пруды соединяет интересная система перелива воды: в правом – углубление (колодец), через которое вода из верхнего перетекает через трубы в плотине в нижний. Но сейчас уровень воды невысок и перелив не осуществляется.
По дамбе выходим к леднику или винному погребу.
Его начали реконструировать, но опять-таки не закончили: восстановили стену входа, навесили двери и замок, покрыли крышу, а дальше дело не пошло: объект обнесен колышками, таблички нет (поэтому точно невозможно определить, что именно это было за сооружение), вокруг разбросаны мелкие камни, сзади – наст крыши для другого подвала, находящегося рядом с первым, но не обновленного и заросшего…
Если пройти вперед по берегу оврага от ледника, можно наткнуться на облагороженный уголок с фонтанчиком, цветниками, лавочками и качелями: очень милое местечко.
Недалеко находится огород, где высаживают и выкармливают для замены или обновления в парке необычные растения.
Вообще, дендрарий представляет уникальное для этих широт скопление различных деревьев, кустарников и цветов.
От клумбы с фонтанчиком слева виден музей, справа – церковь: мы обошли парк по кругу! К сведению: общая площадь парка составляет 35,2 га, а вместе с охранной зоной – 92 га.
Естественно, мы побродили по тропинкам и аллеям и не совались в самую чащу, где, думаю, можно и заблудиться: большая часть леса представляет заросли, которые еще предстоит расчистить и привести в надлежащий вид. У церкви есть участок, вход в который вообще запрещен: там установлен деревянный шлагбаум.
На территории установлены небольшие беседки (как в начале маршрута, так и за мостом).
Нами были встречены также две инсталляции колодцев.
До моста вдоль тропинок стоят фонарики.
В парке проводятся свадебные мероприятия: можно приехать на фотосессию, на празднование или даже провести церемонию прямо на месте. Естественно, это не бесплатно, но, кстати, по вполне несерьезным ценам. Судя по замочкам, прицепленным к мосту, услугой новобрачные пользуются.
В парке чистенько, покошено, ухожено. Мило, тихо, спокойно… За внешним ощущением первозданности природы стоит труд людей, которые содержат в надлежащем виде растения, дорожки, пруды, здания, мосты, не позволяя им зарасти сорняком или разрушиться…
Выходя с территории, мы спросили у охранника, сколько сотрудников работает в их музее. Он сказал, что штат у них незначительный: два охранника-билетера, несколько экскурсоводов да пять человек обслуги… Представляете: всего пять человек следят за порядком на 90 гектарах?! И это за такую смешную плату за вход для посетителей:
Нам очень понравилось! Пометим это место, как то, в которое стоит вернуться. Поезжайте и вы посмотреть!..