Найти тему
N + 1

Просвещение в эпоху Просвещения

Как в Европе в эпоху Просвещения считали, что нужно учить? И как учили на самом деле? Об этом рассказываем в очередном тексте проекта «Удаленное образование». Этот проект создается при поддержке АНО «ИРИ».

Эпоха Просвещения (конец XVII–XVIII века) связана в истории Европы с интеллектуальным движением, развитием научной и общественной мысли. Европейцами в это время двигали рационализм и свободомыслие. Но в прикладном виде это мало отразилось на образовании.

Все началось в Англии в XVII века с научной революцией, которая ознаменовала собой период возникновения современной науки. Коперник доказал гелиоцентрическую систему мира. Ньютон сформулировал понятия классической механики и закон всемирного тяготения.

Затем плоды революции распространились в остальные европейские страны. Наиболее ярко они проявились во Франции. Принципы эпохи Просвещения были положены в основу Декларации независимости США (4 июля 1776 года) и «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года) Французской республики.

Люди науки этой эпохи вслед за деятелями эпохи Реформации стремились популяризировать знание. Считали, что знание должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Это породило ряд общественных дискуссий, в которых принимали участие в том числе женщины, которые традиционно были из них исключены. Начали появляться женские издания. Например, «Ньютонианизм для дам» (1737) автора Франческо Альгаротти.

Эпоха Просвещения провозгласила, что важно уделять внимание вопросам образования и педагогической деятельности на государственном уровне.

В это время сформировалось то, что называют классическим английским воспитанием: строгая дисциплина, сдержанность и умение отстаивать свое мнение. Анализируя британскую педагогическую традицию, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1823–1871) писал: «Главное в английском воспитании — это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена. На образование и укрепление характера обращено главное внимание английского воспитания».

Параллельно с появлением всех этих светлых идей в Англии XVIII века происходила нехватка учителей в народной школе. Была введена методика взаимного обучения. Ее разработали два английских педагога: Эндрю Белл (1753-1832) и Джозеф Ланкастер (1778-1838). В их честь она и была названа «Белл-Ланкастерской системой обучения». Обобщив опыт организации «дешевой» (то есть приходской) школы для бедных, они создали систему, при которой один учитель обучал и контролировал одновременно большое число учеников — до ста и более. В этом ему помогали более старшие учащиеся — мониторы (от латинского monitor — надсмотрщик).

***

Крупнейшие представители французского Просвещения — Франсуа Вольтер (1694–1778), Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1784) — активно боролись за социальный прогресс, естественное равенство людей и популяризацию знаний. Критиковали существующую церковь и мораль, форму правления. Эта критика сделала из французских просветителей идеологов буржуазной революции. Основным же средством установления справедливого порядка и преобразования общества они считали воспитание и просвещение.

Среди французских просветителей широтой своих взглядов выделялся Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). По его мнению, просвещение и правильное воспитание могут изменить общественный уклад. А поскольку воспитание является опорой любой формы правления, оно носит общественный характер.

Для каждого возраста Руссо предусматривал особые задачи воспитания. Считал, что до двух лет нужно больше заботиться о здоровье ребенка и тренировать органы чувств. До 12 лет — помочь ему выстроить взаимоотношения с окружающим миром. И научить ребенка самостоятельно открывать и получать знания.

В период с 12 до 15 лет особое значение следует придавать трудовому воспитанию, при этом не лишая ребенка самостоятельности. С 15 до 22 лет наступает очередь воспитания «здравых чувств»: долга, патриотизма, гражданской добродетели, сострадания. На этом этапе важно готовить человека к соприкосновению со средой, в которой ему придется жить и трудиться. Кроме того, важно воспитывать в подрастающем существе человеколюбие, гражданскую доблесть и альтруизм. Этот возраст — время открывать для себя религию. К 22–24 годам естественное воспитание завершается, и человек начинает самостоятельную жизнь.

Но основная идея воспитания по Руссо в том, что нового человека нельзя воспитать в старом обществе.

На практике же посещение начальной (народной) школы во Франции постепенно стало гражданской обязанностью. Начальные школы создавались и для девочек тоже. Правда, образование все еще было низкого уровня. На это влияла нищета и неустроенность школ, в первую очередь сельских. Франция всячески боролась с последствиями Реформации и протестантизмом. Произошел откат назад. Школа заботилась о религиозном воспитании, основными предметами было заучивание молитв, церковное пение. Из учебников — катехизис и псалтырь.

Все еще хорошую позицию занимала иезуитская школа. Младшее отделение состояло из грамматического и гуманитарно-риторического классов. В программу грамматических классов входили грамматика, диалектика, богословие и риторика.

В гуманитарно-риторических классах изучали математику, геометрию, астрономию, теорию музыки, географию, историю, археологию и естествознание. Обязательным было изучение латыни и греческого языков, античной литературы и катехизиса.