Найти тему
Языковедьма

Символы власти, дошедшие из палеолита

Сегодня мы узнаем, как корона, держава и скипетр стали главными символами власти в индоевропейской культуре.

Для этого нам придётся восхитительно глубоко погрузиться в прошлое и легенды, ведь символы, в отличие от изменчивых предметов материальной культуры, сохраняют своё значение многие тысячелетия.

"Легенда не ошибается, как ошибаются историки",- говорил выдающийся философ и богослов отец Павел Флоренский.

Скипетр, как символ царской власти, происходит от пастушеского посоха с одной стороны, и от боевой дубины с другой. То есть от абсолютно утилитарных бытовых вещей.

Посох изначально представлял собой орудие управления (сначала овцами, потом людьми) и употреблялся жреческой властью, а дубина ассоциировалась с применением силы и стала символом мощи земного царства.

В Ригведе бог Пушан именуется пастухом мироздания, и у него «скот не пропадает». В Авесте Йиму называют «царь-пастух». В христианстве эта идея отражена в этимологии самих слов "пастор"\"пастырь" (пастух) и "паства" (овцы).

На древность этого символа указывает именно его двойственность. Мы понимаем, что жезл появился ещё на том этапе, когда роли вождя и шамана соединялись в одном человеке. Эта идея отражается, например, в личности Одина - он бог-воин, но он же и шаман среди богов, и у него тоже был волшебный жезл.

Первые каменные "жезлы начальников", покрытые изображениями - чаще всего это лоси и олени - относятся к эпохе палеолита. Позднее к рисункам добавляются навершия в виде голов лосей (их изображения встречаются также на петроглифах Онежского озера). Параллельно находят булавы с навершиями в виде головы коня.

Почему именно лоси, олени и кони?

Лось олень) – распространенный солярный символ, восходящий к истокам индоевропейской культуры. Оленя относили к царственным животным, небесный олень (лось)- это само солнце, а его рога - солнечные лучи.

Эта роль могла закрепиться за оленем, поскольку он был самым крупным травоядным животным, и играл большую роль в жизни первобытных людей. К тому же он довольно красив, ну и, конечно, рога. Рога виделись то как ветви дерева, то как лучи солнца.

  • Античное именование восточных скифов "саками" происходит от скифского слова "saka", что значит "олень". То есть скифы выбрали себе оленя как тотем.
  • Олень Мяндаш - тотем и прародитель саамов.
  • В Месопотамии самаррскую керамику украшали изображениями оленей, сгруппированных в виде свастики, ещё одного солярного символа.
Самаррская чаша
Самаррская чаша
  • На территории России, Монголии и Китая встречаются древние оленные камни, название которым дало самое часто встречающееся на них изображение. Самый известный, Иволгинский, рассказывает миф о том, как олень сумел похитить Солнце у злых подземных богов, но оно запуталось у него в рогах и с тех пор он бегает с ним по небосводу.
  • Санта-Клаус приезжает на оленях - это тоже наследство древних верований.
  • Рога оленя у многих народов являются символом древа жизни.
  • У Ганса Христиана Андерсена, хорошо знавшего датский фольклор, именно олень доставляет Герду к Снежной Королеве.

Конь - стал одним из царских атрибутов с появлением вождей-всадников. Коней приносили в жертву во время похорон вождя или царя, после чего помещали в царские захоронения. В этом конь играл роль не просто жертвенного животного, но и проводника в иной мир.

  • В повседневном быту простых людей голова коня служила оберегом, поэтому конский череп можно было встретить в крестьянских избах, на изгородях, а также закопанным под домом.
  • В более позднее время немцы и славяне вместо настоящих голов ставили на верху крыш их деревянные изображения, получившие называние «коньки». Многочисленные изображения коней встречаются на крестьянской утвари.
  • Сохранившей самые архаические черты является мезенская роспись. Она скупа, лаконична, даже примитивна. Однако при всей кажущейся неумелости точно передает черты животного, его движение, - так же, как это делают наскальные рисунки.
Мезенская роспись
Мезенская роспись
  • В Полесье череп коня сжигали в купальском костре, это должно было придать сил Солнцу, находящемуся в зените.

Таким образом, животное, изображенное на жезле служило символом солнца. А сам жезл - служит аналогом Мировой оси (или Мирового дерева), соединяющей верхний и нижний миры. Мировое дерево встречается в большинстве мифологических картин народов Евразии.

  • В древнерусских легендах говорится о дубе, посаженном при сотворении мира и держащим его на своих ветвях.
  • Название кельтских жрецов "друиды" состоит из "dru" ("дуб") и "wid" ("ведать").
  • Мировое дерево можно роднить также и с древом Жизни, находящемся в Раю.
  • У сибирских шаманов жезл тоже выполнял роль Мировой оси и был необходим для совершения перехода между мирами. Например, у эвенков с одной стороны жезла был изображён олень - для перехода в верхний мир, а с другой конь - для перехода в мир мёртвых, нижний.
  • В Древней Греции посох был атрибутом прорицателя, а Гермес использовал жезл для путешествия в царство Аида (что отражало шаманское прошлое этого предмета).
  • В "Старшей Эдде" жезл тоже используется для совершения волшебства, и именно шаманский жезл стал прародителем волшебной палочки.
  • Скандинавское древо жизни - Иггдрасиль буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева как пути, которым верховный бог странствует из одного мира в другой, и связь образа коня с этим магическим переходом.

Итак, пастуший жезл и боевая дубина первых кроманьонцев постепенно стали не просто предметами обихода, но и символами власти. Они обросли смыслами - о мировой оси, о солнце, о переходе между мирами и так далее.

Таким образом, царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира: Ось Мира. Центр Вселенной - это и скипетр, и собственно - сам царь.

С державой намного проще. Самые древние из дошедших до нас изображений державы с богиней победы Никой находятся на римских монетах и представляют собой символ мирового господства.

В Византийской империи держава с крестом тоже встречалась в изображениях императора. В средневековой Европе этот предмет называли «имперским яблоком».

Ее можно считать одним из свидетельств идеологии подражания Христу, как одного из важнейших обоснований светской власти: изображаемый в качестве Пантократора Христос обычно был представлен с земным шаром в руках, а Христос-Младенец нередко держал яблоко.

Как бы то ни было, это относительно новый символ.

А вот говоря о короне, мы снова возвращаемся к древней символике солнца. Яркие лучи породили представление онимбе, о блестящей короне, которая венчает голову небесного бога.

Точно так же корона повторяет образ солнечных лучей, а самый типичный материал для изготовления корон - золото - тоже в наших культурах напрямую связан с солнцем.

Самым древним видом венца является обычный, сплетенный из живых растений венок. Об этом напоминает и само слово, происходящее от глагола «вить».

У древних славян венок использовался в языческих культах, сохранился он и в народных гуляниях в дни христианских праздников.

Как же сложно в одном посте рассказать о такой обширной теме!

Где почитать подробнее:

  • Андреев Ю.В. От Евразии к Европе.
  • Даниленко В.Н. Космогония первобытного общества
  • Доценко И. Царские инсигнии индоевропейцев
  • Нам Е. Прочтение символических значений шаманского посоха в контексте индоевропейских ритуальных традиций