Найти в Дзене
Глобальная История

Древний Египет: География, мифология Нила

Современный Египет граничит с Красным морем и Израилем на востоке, Суданом на юге, Ливией на западе и Средиземным морем на севере. Площадь современного египетского государства составляет 1 001 450 км², что в два раза больше чем у штата Калифорния, но при этом только 2,6 процента территории страны пригодны для ведения сельского хозяйства, и большая часть этих земель располагается в дельте Нила и в его долине. Лесов в Египте нет. На юге Синайского полуострова есть несколько гор, абсолютно бесплодных. В пустынях Египта мало или совсем нет растительности.

Долина Нила, проходящая по территории Египта составляет в длину 1510 километров и варьируется в ширину от трех до шестнадцати километров. На берегах Нила проживает 96 % современного населения, пустыня же остается для людей чуждой и враждебной средой.

Дельта Нила является одной из самых интенсивно обрабатываемых земель в мире. Она покрывает 15,5 тысяч квадратных километров. К западу от Нила находится Западная пустыня, которая ныне занимает примерно 68 % территории государства Египет. Это бесплодная пустошь, покрытая песком и гравием, в основном плоская, высота ее редко превышает 200 метров над уровнем моря. К востоку лежит Восточная пустыня – большое плато, простирающееся от Нила до Красного моря, с несколькими холмами и горным хребтом на берегу Красного моря. Люди живут там только на берегу моря.

Синайский полуостров представляет собой треугольник между Суэцуким каналом и Акабским заливом, Средиземным морем и Израилем. Именно там располагается самая высокая вершина Египта – гора Екатерина, высотой 2643 метра.

Геродот во второй книге своей «Истории» писал: «7. От побережья в глубь страны, т. е. вплоть до Гелиополя, Египет широк, сплошь низменный, обилен водой и покрыт илистыми наносами. Путь вверх от моря до Гелиополя приблизительно так же велик, как дорога от алтаря Двенадцати богов в Афинах до Писы, именно до храма Зевса Олимпийского. Если точно измерить оба эти расстояния, то, конечно, разница будет небольшая, не больше 15 стадий. Ведь по дороге от Афин до Писы 1500 стадий без 15, тогда как путь от моря до Гелиополя составляет полностью 1500 стадий.

8. От Гелиополя в глубь страны Египет суживается. Здесь с одной стороны он ограничен Аравийскими горами, которые непрерывно тянутся с севера на юг, вплоть до так называемого Красного моря. В этих горах находятся каменоломни, откуда вырубали камни для пирамид в Мемфисе. Там горы кончаются и поворачивают, как сказано, к Красному морю. В самом широком месте, как я слышал, нужно два месяца, чтобы перейти [эти горы] с востока на запад. В восточных пределах, говорят, растет ладан. Таковы эти горы. На другой же, ливийской, стороне тянутся скалистые и «в зыбком песке глубоко погребенные» горы. В этих горах стоят пирамиды. Простираются эти горы так же, как и Аравийские, с севера на юг. Итак, начиная от Гелиополя, Египет уже более не широк (поскольку эта местность принадлежит к Египту), но около четырнадцати дней пути вверх по течению [Нила] Египет — узкая страна. Между этими упомянутыми горами земля плоская и в самом узком месте, по моей оценке, расстояние между Аравийскими и Ливийскими горами не больше 200 стадий. Отсюда Египет снова расширяется. Таковы природные свойства этой страны». Сообщив о пути от Гелиополя до Фив, он определенным образом завершает свой географический экскурс: «Итак, бо́льшая часть этой названной области, как меня уверяли жрецы, и как я сам думаю, лишь [недавнего происхождения] и является наносной землей; и действительно, у меня создалось впечатление, что низменность, лежащая между упомянутыми горами к югу от Мемфиса, некогда была морским заливом совершенно так же, как долины в Илионской области и в Тевтрании около Эфеса и долина Меандра (если вообще можно сравнивать эти маленькие долины с огромной египетской низменностью). Ведь ни одну из рек, образовавших свои долины наносами, нельзя по ширине сравнить даже с одним рукавом при устье Нила (а у него таких рукавов пять). Впрочем, есть также и в других местах реки (хотя и не такой величины, как Нил), которые совершили огромную работу. Я мог бы назвать среди них именно Ахелой, который течет через Акарнанию и при впадении в море уже соединил с материком половину Эхинадских островов».

-2

Как знает каждый школьник, река Нил является самой длинной рекой в мире, хотя уточняющие измерения Амазонки вновь возродили споры по этому поводу. Протянувшись на шесть тысяч километров от истока в Центральной Африке до Средиземного моря, его водосборный бассейн охватывает почти десятую часть Африки и составляет более двух миллионов квадратных километров. Нил начинается в местах с обильными дождями, но проходит в своем течение на север через засушливые и пустынные районы. Раскинувшись посреди пустынь, Нил предстает перед взором путника словно манящий оазис, который несет своим течением не только воду, но пищу и жизнь в те места, где не будь его не было бы никакой жизни. Египтяне слагали гимны в честь Нила:

Восхваление Нила

Слава тебе, Нил, выходящий из этой земли,

Приходящий, чтобы оживить Египет!

Тайно руководствуемый, тьма во дне,

Хвалят его спутники его.

Орошающий поля, сотворенный Ра,

Чтобы всех животных оживить.

Напояющий пустыню далеко от воды,

Роса его спускается с небес.

Любящий Геба, приводящий Непри,

Заставляющий цвести мастерскую Птаха.

Владыка рыб, вожатый пернатых,

Не спускаются птицы...

Творящий ячмень, создающий эммер,

Делает он праздник в храмах.

Если он медлит, то замыкается дыхание,

И все люди беднеют,

Уничтожаются жертвы богов,

И миллионы людей гибнут...

Когда же он восходит, земля в ликовании,

И все живое в радости,

Зубы все начинают смеяться,

И каждый зуб обнажен.

Приносящий хлебы, обильный пищей,

Творящий все прекрасное...

Творящий траву для скота,

Заботящийся о жертве богу каждому -

Находящемуся в преисподней, на небе, на земле

Или в столице Ит-тауи.

Наполняющий амбары, расширяющий закрома.

Заботящийся о вещах бедняков.

Заставляющий цвести деревья по любому желанию,

И нет в этом недостатка...

Нет рабов и нет владык его,

Не вырвут (его) из тайн!

Не знают места его,

Не находят пещер его в писаниях!

Нет складов произведений его,

И никто не руководит твоим сердцем.

Ликует тебе молодежь твоя и дети твои.

Спрашивают о состоянии твоем как о фараоне.

Постоянный законами,

Выходящий пред югом и севером,

Выпивается вода каждого глаза благодаря ему!

Заботящийся об изобилии по благости своей!

Бывший в печали - выходит в радости.

И каждое сердце ликует.

Зачат Собек, рождает Нейт,

И Девятка, сущая в тебе, могущественна...

* * * * *

Дающий силу одному, как и другому,

И нет судящегося с ним...

Осветитель, выходящий из мрака,

Жир для скота его!

Силач это, творящий все,

И нет живущих в познании его...

Зеленей же, зеленей же,

О, Хапи, зеленей же,

Насыщающий людей скотом,

А скот - полями,

Зеленей же, зеленей же,

О, Хапи, зеленей же!

Без Нила Древний Египет скорее бы всего никогда не стал великой цивилизацией и не просуществовал бы так долго.

Современному Нилу всего около 30000 лет. Ему предшествовали четыре другие версии реки, которые текли еще в те времена когда Сахара не была пустыней. Ученые определили, что старая версия реки несла в себе в шесть раз больше воды, чем нынешний Нил.

-3

Древние Египтяне регулировали все процессы в своей жизни именно в согласии с циклами разлива Нила. Они полагались на наводнения, которые удобряли почву плодородным аллювием, но так же могли и пострадать от слишком низких или высоких разливов. Для древних египтян Нил был священным, ведь им это представлялось в качестве чуда – живительные воды, проходящие между пустынь, с космической точностью пребывали откуда-то с юга, каждый год. Истоки Нила были египтянам неизвестны. Не сумел о них узнать и Геродот. Согласно египетской мифологии, Нил разделил мир на две части. Сам он сравнивался с цветком лотоса, одним из символов рождения мира из небытия. Именно такая высокая значимость Нила в жизни древних египтян подвигла Геродота написать о том, что Египет это дар Нила.

Египтяне называли живительный водный поток просто «Великая река» или «река», указывая тем самым на особое положение Нила – единственного в своем роде. Олицетворением Нила являлся антропоморфный бог Хапи, который изображался с отвисшим животом и женской грудью, что символизировало его плодородие. Хапи сидел в тайной пещере с венком стеблей лотоса на своей голове и держал в руках по кувшину. Египтолог Макс Мюлер высказывался против трактовки Хапи, как двуполого божества: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены). Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река». Супругами Хапи-Нила выступали богини Нехбет (Водная богиня) и Мут (Водный поток). Обе жены, были подобно Хапи изобильными, то есть тучными.

Хапи всегда изображался мужчиной с женской грудью, что возможно связано с тем, что когда-то у реки было женское олицетворение. Но тут вообще нужно сказать что обычные символические выражения в Египте были часто перепутаны, так богом земли (традиционно женской епархии) являлся мужчина Геб, а богиней неба (традиционно мужского) его жена – Нут. Говоря же о Хапи, можно привести следующую версию наличия у него женской груди – у древних народов само течение рек зачастую связывалось с истечением их из божественных сосков.

Другим богом, связанным с Нилом был бог-крокодил Собек. Собеку (Себек, Сухос), богу-крокодилу, поклонялись во всем Египте, но особенно в Файюме, а также в Гебелейне и Ком-Омбо в Верхнем Египте. Его обычно изображали в виде крокодила на алтаре или в виде человека с головой крокодила в головном уборе с солнечным диском с вертикальными перьями и рогами. Основные культовые центры Собека находились в Мединет-эль-Файюм и в храме Ком Омбо, который он разделил с Хорусом и который можно посетить сегодня. В этом храме был бассейн, где содержались священные крокодилы. Оригинальные мумифицированные крокодилы, которые ели, все еще хранятся в храме.

Также с Нилом соотносились бог Хнум и богиня Анукис. «Хнум, бог Элефантины с головой барана, был богом региона Катаракта и, как полагают, сотворил человека на гончарном круге. Гончар и защитник истока Нила, он жил на острове Элефантина недалеко от Асуана, но его наиболее хорошо сохранившийся храм находится в Эсне. «Голодная стела» содержит обращения к Хнуму во время голода, вызванного низким разливом Нила.

-4

«Анукис (Анкет) была богиней региона катаракты в Асуане. Жена Хнума, она изображалась в виде женщины с высоким головным убором из перьев. Сатис (Сатет), богиня острова Сихейл в регионе Катаракта, изображалась в виде женщины в белой короне с рогами антилопы. Она была дочерью Хнума и Анукиса.

Теперь же отвлечемся от мифологии Нила и поговорим о его посюсторонней стороне. Нил берет свои истоки в дождях, которые проливаются на территории стран, относящихся к его водосборной площади, это – Египет, Судан, Эфиопия, Танзания, Уганда, Кения, Демократическая республика Конго, Бурунди и Руанда. Основная масса воды втекает в Нил с площади Эфиопии.

Нил образуется тремя основными притоками – Белым Нилом, Голубым Нилом и Атбарой. Истоком Белого Нила (который приносит в Египет воду зеленого цвета в начале сезона наводнения) является родник в Бурунди, который питает реку Кагара в Руанде, которая в свою очередь впадает в озеро Виктория. Исток Голубого Нила находится близ озера Тана в Эфиопии. Река Атбара дает одну пятую от объема нильской воды во время наводнений. Она берет исток в высокогорье на северо-западе Эфиопии.

На юге Египта, близ Хартума Белый Нил соединяется с Голубым Нилом, образуя собственно Нил. Нил имеет важное транспортное значение на территории Судана. На территории Египта река является судоходной между первым порогом и Каиром. Но зачастую она слишком мелка, и ходит по ней могут только плоскодонные лодки, точно также как это было еще в додинастические времена, когда египтяне осваивали искусство судоходства.

Долина Нила представляет собой плоскую пойму, которая следует за Нилом на протяжении всего Египта с юга на север. В Египте Нил протекает по земле, где практически не бывает дождей. Многие люди, что живут вдоль реки, проживают в не менявшихся векам деревнях, точно так же как и местные традиции.

Профессор Манкато так высказался о географии Египта: «География Египта очень важна для понимания того, почему египтяне сосредоточили свою жизнь вокруг Нила. Как до, так и во время использования орошения по каналам в Египте, долина Нила могла быть разделена на две части: речной бассейн или плоский аллювиальный (или черноземный грунт), и красную землю или красную пустынную землю. Бассейн реки Нил резко контрастировал с остальной землей Египта и был богат дикой жизнью и водоплавающими птицами, в зависимости от циклов прибывающего и убывающего течения Нила. Напротив, красная пустыня была плоской засушливой территорией, лишенной большей части жизни и воды, независимо от какого-либо сезонного цикла».

Вода в Ниле как правило очень мелкая, но раз в год страна переживает (точнее переживала, до строительства Ассуанской плотины) период наводнения, которые вызваны проливными дождями в центральной Африке. Нильский разлив приносил с собой 20 миллионов тон (!) плодородного ила – аллювия. Большая часть разливающихся вод использовалась для нужд сельского хозяйства. Профессор, египтолог Джон Бейнс из Оксфордского университета писал следующее: «Ежегодное наводнение Нила было относительно надежным, а пойма и дельта были очень плодородными, что сделало египетское сельское хозяйство самым безопасным и продуктивным на Ближнем Востоке. Когда условия были стабильными, пищу можно было хранить на случай дефицита. Однако ситуация не всегда была благоприятной. Высокие наводнения могут быть очень разрушительными; иногда рост задерживался из-за неурожая из-за плохих наводнений; иногда была потеря населения из-за болезней и других опасностей. Вопреки современной практике выращивалась только одна основная культура в год». Также мы приведем его слова о мировоззренческой роли Нила для древних египтян: «Нил и его разливы были основой египетского мировоззрения. В отличие от большинства народов, египтяне ориентировались на юг, откуда текла река, так что запад был справа от них, в результате чего это была «хорошая» сторона для перехода в следующий мир. Год и календарь были приспособлены к Нилу и звездам. Новый год был в середине июля, когда река начала подниматься для наводнения; это примерно совпало с появлением на небе звезды Сириус (египетский Сотис) после 70-дневной невидимости. Сотис обеспечил астрономический якорь для 365-дневного календаря. Река определила три сезона по четыре месяца: «затопление» и «зарождение» (ноябрь-март), когда земля снова появилась и могла быть возделана, и «жара» или урожай, когда урожай был собран и уровень воды был самым низким»; «Чтобы оценить положение Нила в древности, мы должны увидеть его глазами древних, помня о древних различиях между божественным и человеческим. У египтян было относительно сухое отношение к реке, наводнения которой иногда могли вызывать разрушения, но считались благотворной моральной силой. Египетские боги, напротив, рассматривались как сложные существа, обитатели которых находились за пределами физического мира земли и реки. Грекам и римлянам было предоставлено право сделать бога Нила, как они сделали из других рек мира».

Вновь необходимо подчеркнуть, что избыточное наводнение представляло страшную угрозу для жителей Древнего Египта, ведь повышением по сравнению с ожидаемым уровнем всего на несколько сантиметров уже представляло угрозу для насыпей, повышение же на несколько метров сверх нормы грозило полномасштабной катастрофой. По словам ученого Карла Бутцера, во время наводнений были «голод, нищета, массовые захоронения, гниющие трупы, самоубийства, каннибализм, анархия, массовые беспорядки, гражданская война, массовые грабежи, банды мародеров, разграбление кладбищ».

Спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются