100,5K подписчиков

Могут ли приставы арестовать единственное жилье (в том числе и банкрота)

312 прочитали
Когда все, что у тебя есть, это дом, невольно задаешься вопросом: могу ли я потерять единственное жилье?

Когда все, что у тебя есть, это дом, невольно задаешься вопросом: могу ли я потерять единственное жилье? Особенно остро этот вопрос стоит перед гражданами, сумевшими задолжать огромные по среднестатистическим меркам суммы и уже познакомившимися с системой принудительного взыскания. Поговорим о том, насколько велика вероятность ареста жилого помещения, являющего единственным пригодным для проживания жильем.

Как действуют приставы при взыскании крупных долгов

Для начала важно уяснить одно правило: чтобы что-то арестовать, изъять и реализовать, необходимо судебное решение. Ни один кредитор, а тем более сотрудник коллекторского агентства не могут покушаться на имущество должника.

Подобными полномочиями наделены приставы и только они при наличии возбужденного производства вправе наложить арест или совершить иные действия, направленные на взыскание задолженности.

В соответствии с действующим порядком первое, на что обращается взыскание, это деньги. И только при отсутствии таковых на счетах взыскание обращается на имущество. При этом в первую очередь под удар попадают движимые объекты.

Если сумма долга внушительная, а движимого имущества явно не хватает, чтобы удовлетворить требования исполнительного документа, рассматривается возможность ареста недвижимости. И здесь, учитывая ограничения, наложенные статьей 446 ГПК РФ, должностное лицо вынуждено соблюдать определенную последовательность.

Это означает, что, если по запросу пристава у должника окажется несколько объектов недвижимого имущества, в первую очередь будет арестовано невостребованное либо то, которое не используется для постоянного проживания должника и его семьи. В числе первоочередных под арест могут попасть такие объекты, как гараж, дача, загородный дом или машино-место.

При наличии нескольких объектов, пригодных для проживания круглый год, под арест попадет неиспользуемое. Так, например, если должник с семьей постоянно живет в городе, а загородный дом используется для сезонного отдыха, потребность в последнем явно невысокая.

Арестует ли пристав единственное жилье

Когда все, что у тебя есть, это дом, невольно задаешься вопросом: могу ли я потерять единственное жилье?-2

По собственной инициативе нет. Должностное лицо попытается списать средства со счетов, арестует и реализует движимое имущество должника, применит принудительные меры, но единственное жилье трогать не станет. Максимум, что в вправе сделать пристав в такой ситуации, это наложить запрет на совершение регистрационных действий с недвижимостью. Данный запрет рассматривается Росреестром как обременение, препятствующее совершению сделок, поэтому должник не сможет продать, подарить либо совершить иные действия, направленные на отчуждение права собственности в отношении принадлежащего ему объекта.

Даже при наличии крупной задолженности и отсутствии возможностей ее взыскать единственное жилье остается неприкосновенным. Более того, если в течение продолжительного периода исполнить решение суда не представляется возможным, пристав вправе окончить исполнение на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 от 2007. Согласно последнему производство полежит окончанию в связи с невозможностью взыскать долг, а исполнительный документ возвращается взыскателю.

Иначе исполняется решение, когда предметом взыскания выступает то самое единственное жилье. Согласно ГПК если единственное жилье находится в ипотеке на него и на расположенный под ним земельный участок может быть обращено взыскание. Таковое допустимо, когда должник не исполняет взятые на себя обязательства длительное время при условии принятия соответствующего судебного решения.

Подобные решения предусматривают наложение ареста на залоговое имущество и определяют его дальнейшую судьбу, выражающуюся в реализации имущества и последующем перечислении вырученных средств взыскателю либо передаче арестованного имущества взыскателю.

Единственное жилье и банкротство

До недавнего времени вопросы обращения взыскания на единственное жилое помещение банкрота разрешались однозначно: такое жилье в силу положений ст. 446 ГПК РФ и ч. 3 ст. 213.25 ФЗ № 127 от 2002 года исключалось из конкурсной массы и сохранялось за должником. Ситуация развернулась на 180 градусов после впервые вынесенного в России решения о продаже с торгов единственного жилья банкрота. По решению суда должник должен лишиться пятикомнатной двухуровневой квартиры, а взамен получить однокомнатное жилье.

Данное решение полностью соответствует позиции КС РФ, указывающей на то, что при разрешении вопроса обращения взыскания на единственное жилье гражданина-банкрота, необходимо учитывать качественные и количественные характеристики жилого помещения, а также момент его приобретения.

К счастью должников, полномочия судебных приставов не позволяют самостоятельно принимать решение об аресте и реализации единственного жилья должника-банкрота. В соответствии со ст. 69.1 после введения в отношении гражданина процедуры реструктуризации долгов должностное лицо ФССП за редким исключением обязано приостановить исполнение и снять ранее наложенные аресты. С момента принятия заявления о несостоятельности лица, судьба последнего и его имущества решается не приставом, а арбитражным судом.

Иная роль отведена приставам в процедуре внесудебного банкротства граждан. Так как обязательным условием подачи заявления о признании несостоятельности выступает факт окончания исполнительных производств в отношении банкрота по причине невозможности взыскания, вероятность включения должника в ЕРФСБ напрямую зависит от действий пристава.

При отсутствии ликвидного имущества, места работы и денежных средств на счетах, а также при условии принятия мер по отысканию имущества должностное лицо вправе окончить производство на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 вышеупомянутого ФЗ. При этом наличие у должника единственного жилья, даже если оно по количественным и качественным характеристикам превосходит норму, не может служить препятствием для окончания производства.

Что делать, если единственное жилье арестовали

Вряд ли это может случиться при отсутствии соответствующего решения суда. Обычно должники путают понятия ареста и запрета. Первый накладывается по факту в присутствии понятых, самого должника и пристава, а также сопровождается оформлением акта описи и ареста. Второй накладывается в рамках межведомственного взаимодействия, не преследует цель реализации имущества и является принудительной мерой.

Если единственное жилье обременено запретом, а не арестовано, положение безвыходное. Снимается такой запрет в случае полного погашения имеющейся задолженности, отмены судебного акта или окончания производства в связи с невозможностью взыскания. Обжаловать запрет можно, но суду потребуются очень веские основания. Обусловлено это тем, что смысл ограничения в правах сводится к воспрепятствованию должнику совершить какие-либо сделки с единственным жильем и тем самым заставить его найти средства для погашения долга.

В тех случаях, когда аресту подвергается один из принадлежащих должнику объектов недвижимости, каждый из которых является пригодным для проживания, действия пристава можно оспорить в суде или в порядке подчиненности. При этом основанием для снятия ареста способен послужить факт использования арестованного жилья для постоянного проживания. Жертвовать правда все равно придется, ведь если пристав или суд освободит от ареста одно жилое помещение, под арест попадет другое.