Создание и развитие систем мира происходило с развитием астрономических наблюдений. Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай,- везде появлялись свои системы, позволявшие по астрономическим наблюдениям предсказывать те или иные явления. Смену времен года, затмения, создавать календари.
Если перейти к александрийскому периоду развития греческой науки, то можно заметить, что от вавилонян греки получили огромный набор фактических данных в виде таблиц движения планет и звезд. Но отличие научных школ было в том, что в Древнем Вавилоне астрономы довольствовались констатацией фактов, а в древней Греции ученые стремились все объяснить. То есть греки пытались обосновать причины восхода и захода Солнца и Луны, причины затмений, лунных фаз, почему есть блуждающие звезды (планеты) и упорядоченное вращение всего звездного неба.
Вот из-за этой потребности греков все-все объяснить и стали появляться модели в которых, естественно, Земля всегда была в центре. Сначала она была диском, а Солнце и Луна считались просто воспламеняющимися облаками, заново появляющимися каждый раз.
VI век до нашей эры - пифагорейская школа, исходя из мистических соображений объявляет Землю шаром. Просто для пифагорейцев шар - совершенная фигура. Вот и вся причина. Но тут же появились небесные сферы, поддерживающие светила, движущиеся вокруг неподвижной Земли в центре Вселенной. Но тут же возникли вопросы, так как такая система не объясняла почему суточное и годовое движение планет и Солнца не совпадает.
В пифагорейской школе находится смельчак по имени Филолай, который сдвинул землю из центра Вселенной и заставил ее двигаться. Да он еще в центр поместил очаг Вселенной и придумал Антиземлю. Да уж, рискованный товарищ был Филолай. Осторожные последователи Филолая, Антиземлю убрали, огонь засунули внутрь Земли, но оставили, внимание, ее суточное вращение, кстати придуманное также Филолаем.
Но нужна система. И Евдокс Книдский разрабатывает систему небесных сфер, которые как капустные листья обхватывали нашу планету. У Евдокса получилось 27 сфер, хорошо имитировавших движение планет. Если движение усложнялось, то греки добавляли еще одну сферу, вот такой хороший принцип.
И все вроде работало, но тут вмешалось безобразное поведение Меркурия и Венеры, которые бегали возле Солнца то туда, то сюда. Гераклид Понтийский провозгласил, что Меркурий и Венера - это спутники Солнца. Разумная, как мы теперь понимаем, идея. Предвестница, так сказать, закона всемирного тяготения.
И после всех этих открытий и систем происходит несостоявшийся взлет гелиоцентризма. Аристарх Самосский в труде "О величине Солнца и Луны и о расстоянии между ними" создаёт первую гелиоцентрическую модель. Неподвижное Солнце в центре, а все остальное вокруг него. Но система появилась на 1800 лет раньше, чем было необходимо. Аристарх оставил круговые орбиты и поэтому расчеты по его системе уступали расчетам по системе Евдокса.
"Нужно спасать феномены", - сказал Гиппарх, отказываясь от гелиоцентризма.