7 серия: начало Северного Возрождения
Оставим на время Италию и отправимся в богатые и цветущие Нидерланды, где в XV веке началось Северное Возрождение.
Родоначальниками ренессансной живописи в Нидерландах были братья Губерт и Ян ван Эйки. Правда, я говорю об этом без уверенности, потому что в течение столетий идут споры: существовали ли братья, или был только один художник, а второй возник в результате различных недоразумений. Причем мнения ученых расходятся настолько далеко, что одни утверждают будто Губерт написал практически всё, а младший брат Ян только последние картины. Существует и другая гипотеза, что Губерта вообще даже и не было. Что был только Ян, и что это он всё написал. При этом вторая точка зрения более распространена, и большая часть картин, по современным воззрениям, сделана Яном ван Эйком.
Главный шедевр братьев Ван Эйков — это знаменитый Гентский алтарь. Алтарь состоит из 24 панелей, высота его центральной части достигает 3,5 метров, а ширина в раскрытом виде — больше 5-ти метров. Судьба алтаря была непростой: его пытались сжечь, распиливали на части, переносили, вывозили, похищали, подвергали цензуре, но знаменитый алтарь уцелел. Сейчас он снова на своём месте в городе Генте в соборе Святого Бавона. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. Когда алтарь был закрыт, его использовали для ежедневных молитв. В праздники створки алтаря раскрывали, и тогда появлялась другая композиция — для праздничного богослужения.
Закрытый Гентский алтарь
Это закрытый Гентский алтарь. Он состоит из двух главных частей: верхний ярус алтаря — это изображение сцены Благовещения, а нижний — изображение заказчиков и их священных покровителей. Считается, что заказ на алтарь получил Губерт, а основную работу сделал и закончил Ян. Заказчиком был богатый гентский купец Йоос Вейдт, он слева, а справа его набожная супруга Елизавета Борлют. Они молятся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Живопись Северного Возрождения, находясь на переломе Средневековья и нового времени, насыщена символами. В сцене Благовещения символическое значение имеют медный таз и чайник с водой и рядом белое нетронутое полотенце — они обозначают чистоту Богородицы.
Заодно мы можем обратить внимание на окно слева. За этими романскими арочками Ван Эйк показывает улицу современного ему нидерландского города с характерным готическим шпилем, который поднимается вдали.
Причем для него нет мелочи, которая была бы слишком мелкой. Даже фигурки внизу выписаны с совершенной точностью.
Богородицы, которых мы видели у итальянцев, были прекрасны. Они были идеализированы. Хотя Филиппо Липпи и писал Богородицу с украденной монахини, которую он сделал своей женой, но тем не менее она была или сама хороша собою, или он её приукрасил. Ван Эйк об идеализации решительно ничего не хочет знать.
Он пишет круглолицую нидерландскую девушку. Совершенно обычную, правда с эффектно распущенными золотыми волосами. Ангел тоже скорее напоминает этот фламандский тип женщин, нежели что-то ангельское.
Открытый Гентский алтарь
В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза.
Раскрытая композиция имеет свою программу. В центре представлен Христос Вседержитель. У его ног лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями. По бокам Иоанн Креститель и Богородица — это ближайшие Христу лица, поэтому они обычно изображались рядом.
Затем ангелы, которые поют "славу". Мы можем их посмотреть поближе в карусели:
Интересно, что музицирующие ангелы оказываются без крыльев, и поют они с такой отдачей, которая говорит скорее не об ангельском, а о человеческом переживании.
Наконец, завершают верхний ярус Адам и Ева — очень важные ключи к пониманию искусства Северного Возрождения. Поэтому мы к ним ещё вернёмся.
Что касается нижнего яруса, то это, в сущности, одна композиция, которая распростерлась на все створки алтаря. Это знаменитая сцена поклонения агнцу, символизирующему Христа.
Ему поклоняется весь мир: здесь и папа, и императоры, и святые, и военные, и мудрые старцы. Все они сходятся со всех сторон к центральной площади, где происходит акт поклонения агнцу, то есть искупительной жертве Христовой. Нигде так блистательно, как в этом знаменитом алтаре Ван Эйка, не представлена эта картина всемирного поклонения агнцу.
Натурализм в живописи Северного Возрождения
Я хочу вернуться к крайним створкам, которые представляются мне особенно важными. Я уже писала выше, что Ван Эйк не знает идеализаций. Вот как он представил первых людей:
Адам производит впечатление печального человека. Нельзя сказать, что он красив. Худой, мышцы неразвитые, кости торчат, борода и волосы неухоженные. То же самое и относительно Евы — нисколько Ван Эйк не старался представить красивую женщину. И она действительно не очень хороша. Адам и Ева Ван Эйка — это обыкновенные люди.
В этом непосредственном реализме, жизненной достоверности и естественности творчества Яна ван Эйка заключена глубокая человечность, которая легла в основу развития всего искусства Северного Возрождения. Это очень важно, потому что отсюда идет извилистая, но непрерывная линия к Рубенсу, к Рембрандту и к другим величайшим мастерам североевропейской живописи.
Друзья, охватить за раз весь этот огромный алтарь не представляется возможным, фотографию надо делить и показывать по маленьким кусочкам. Но я могу сделать отдельное видео, где можно будет рассмотреть Гентский алтарь во всех деталях. Если вам было бы интересно такое видео — дайте знать в комментариях. И не забывайтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые серии. Пока пока.