В 1928 году на Третьей генеральной ассамблее Международного астрономического союза были точно обозначены границы созвездий, которые пересекает эклиптика. Оказалось, что в период с 30 ноября по 18 декабря Солнце находится вне 12 известных зодиакальных созвездий. С той поры ⛎ Змееносца стали считать тринадцатым знаком нового астрономического зодиака. Согласно тропическому (старому) Зодиаку, все 4 стихии внутри Зодиака представлены поровну, однако астрономический Зодиак наглядно демонстрирует что это не совсем так...
Из года - в год по числу полных суток лидируют Дева и Телец (Земля), а замыкают список (не считая Змееносца) Скорпион и Рак (Вода).
В Зодиакальном круге Змееносец (5.3%) словно отделяет «слабого» Скорпиона (1.9%) от «сильного» Стрельца (8.6%). Впрочем, даже если отнести Змееносца к стихии Воды, пара Скорпион+Змееносец всё равно окажется достаточно слабой (6.2% суммарно), и это не изменит общего расклада сил.
В восточной традиции Небеса (а с ними и Солнце) — Ян, а Земля — Инь. Графическое их выражение (целая и прерванная черта) являются древнейшей (из известных на данные момент) моделью двоичного кодирования (см. «Эволюция сквозь призму Звукоцвета»).
Древние считали что Земля плоская, а Небо имеет форму сферического свода, поэтому круг — это Ян, а квадрат — это Инь. Небеса несут Солнце, Луну и звезды, по движениям которых разрабатывался календарь, поэтому время было отнесено к Ян; Земля была разделена на поля, и пространство было отнесено к Инь. Так как солнце восходит на востоке и заходит на западе, восток — это Ян, а запад — Инь. Император садился лицом к югу, а его собеседники — напротив, лицом на север... Будучи лицом к югу, Император по левую руку видел восток, а по правую — запад». Поэтому левое относится к Ян, а правое — к Инь.
Налицо достаточно условная и субъективная интерпретация, которой, впрочем, следуют адепты восточных учений по сей день, а отдельные её аспекты определённо имеют фактор объективности: так, западная цивилизация ныне более известна как «общество потребления» в то время как Китай, будучи представителем востока, ныне известен как главный производитель товаров потребления.
Две промежуточные стадии (рассвет — весна и сумерки — осень) не нейтральны: они сохраняют ту или иную принадлежность (то есть рассвет/весна — это Ян, а сумерки/осень — Инь), поэтому цикл все равно может быть сведен к двум полярным стадиям.
Дуализм степеней плотности материи в древнем Китае символизировался качествами Неба и Земли. Небо символизировало разреженное, нематериальное, чистое и газообразное состояние вещества, а Земля — концентрированное, материальное, грубое и плотное состояние. Если принять «Небо» за стихию Воздуха и вспомнить о теориях «большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», то становятся понятными истоки доминирования стихии Земли в астрономическом Зодиаке.
В своей легкой и наиболее разреженной форме Ян нематериален и относится к чистой энергии (см. определение «пра-свет» в «Звукоцветовая транскрипция»), тогда как Инь в своей грубой и плотной форме является проявленным и относится к материи. С этой точки зрения, энергия и материя являются ничем иным как двумя состояниями непрерывности, подразумевающей бесконечную смену агрегатных состояний.
Хотя каждый предмет или явление содержат в себе Инь и Ян, это не означает статичного соотношения 50:50. Это подвижный, динамичный и постоянно меняющийся баланс. Например, температура тела человека почти постоянна в очень узких пределах, однако это не результат статичной ситуации, а динамический баланс множества процессов внутри системы терморегуляции организма.
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного динамического баланса, который поддерживается взаимным регулированием их относительных уровней. Если любой из них теряет сбалансированное состояние, он неизбежно влияет на второй, тем самым изменяя соотношение с вектором цели в направлении эталонного баланса. Помимо эталонного баланса возможны еще четыре варианта дисбаланса:
- Избыток Инь (А)
- Избыток Ян (B)
- Недостаток Инь (C)
- Недостаток Ян (D)
При эталонном балансе каждая из стихий в Зодиаке занимала бы ровно четверть, но как видно из диаграммы (см. выше), это не так. В концепции У-Син подчёркивается что важно различать разницу между избытком Инь и недостатком Ян; они могут казаться одним и тем же, но это не так. Вопрос в том, что первично, а что вторично. В случае избытка Инь это первично, и этот избыток поглощает Ян. При слабости Ян первична именно эта слабость, и в результате Инь находится в относительном избытке. Он выглядит как избыток, но является таковым только относительно ослабленного Ян. То же самое можно сказать об избытке Ян из‐за недостатка Инь. В астрономическом Зодиаке можно наблюдать избыток Инь: ось Земля-Вода составляет совокупно 51% против оси Огонь-Воздух (49% совокупно).
Больше материалов на сайте deemetriy.ru