Ребёнок ничем не интересуется? Не может сам себя занять? Подобные вещи говорят о сниженной познавательной активности. На первый взгляд кажется, что здесь ничего страшного нет, однако у таких детей хуже развивается интеллект.
Это не значит, что ребёнок глупый, на нём пора ставить крест и прочее. Но это значит, что он сам себе может "урезать" способности. Ведь познавательный интерес - это не только про затолкать в голову побольше нужной и не очень информации. Он прежде всего про знание и умением им пользоваться.
Человек с развитым познавательным интересом, опираясь на свои знания, будет иметь больше успешных вариантов действий/решений "в рукаве" для любых проблем по сравнению с человеком, который развитого познания не имеет, ответ на вопрос искать не захочет, а будет ориентироваться только на свои ограниченные знания, а это значит, что при любой нетипичной проблеме он почти наверняка спасует.
Для детей с проблемами по речи, интеллекту и прочим вещам развитие познания приобретает особое значение, поскольку они часто имеют задержку психического развития (ЗПР). Из-за неё ребята быстро устают, их внимание и память снижены - в связи с этим интерес к познанию куда более хрупкий, если вообще есть. По этой причине родители часто могут видеть негативизм к занятиям, может не получаться заниматься дома или ребёнок будет это делать настолько вяло и из-под палки, что даже непонятно, не зря ли с ним сидели 1-2-3 часа.
Про детей с нормальным развитием тоже не стоит забывать. Наибольшая тяга к учёбе и знаниям любого рода наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Важно не дать ей угаснуть - от этого зависит не только школьная успеваемость, но и интеллект, потенциальные возможности в будущем.
Так как же помочь ребёнку увеличить познавательную активность?
Пожалуй, это тот самый редкий случай, когда каких-то фантастических усилий со стороны родителей и не требуется. В первую очередь потому, что дети сами дают инструмент развития познания в руки родителей - они бесконечно заваливают их вопросами: "Что это?", "Как?", "Зачем/Почему?".
И вот здесь взрослые часто жалуются на то, что ребёнок буквально не затыкается, но, поверьте, болтун - это счастье в доме. Вам не нужны никакие развивашки - задающий вопросы малыш с вашими ответами и так сам себя настолько разовьёт, как это не сделает ни один кружок, садик, чужая тётя-суперпедагог.
Идеально, если на вопросы отвечает родитель - так он, кстати, одновременно укрепляет свой авторитет: ребёнок видит, что взрослый много знает, а значит за ним надо следовать. Но на случай, если всё-таки бесконечное почемучное радио начало спрашивать совсем уж каверзы или попросту утомило, современный мир предоставляет свободный доступ к информации - например, та же яндексовская Алиса много чего найдёт и расскажет без вас (главное не злоупотреблять, а то авторитетом станет интернет).
Дети с нарушениями речи и развития часто не задают вопросы или поздно выходят на этот уровень. Этот момент надо обязательно поправлять, так как с приходом вопросов значительно увеличивается обучаемость - сам малыш у вас будет многое выспрашивать и запомнит ответы значительно быстрее и лучше, чем на занятиях. Как учить задавать вопросы я писала здесь.
Помимо ответов на вопросы по инициативе ребенка, желательно, чтобы взрослый тоже активно действовал. Работают следующие моменты (можно всё вместе, а можно на выбор):
- Новые, яркие впечатления
Необязательно таскать малыша с младых ногтей по операм и выставкам импрессионистов. Важно предоставлять НОВЫЙ опыт, новые впечатления: бабушка в деревне, поездка на море, визит на ферму, экскурсии, походы, прогулки в лесу, музеи, выставки... Что угодно на ваш вкус и кошелёк, но только не 4 стены и рутина;
- Эксперименты
Необязательно сразу покупать что-то дорогое или организовывать зрелищные химические опыты. Дети, особенно дошкольники, очень хорошо относятся и к изучению вполне обыденных явлений. Например, почему какие-то предметы в воде тонут, а какие-то нет.
Можно показывать разные состояния воды, что предметы (скажем, вата и яблоко) при одинаковом размере весят по-разному, что воздух, который мы не можем взять руками, можно "взять" воздушным шариком, что можно рисовать песком, манкой, делать аппликации из макарон, выращивать лук на подоконнике и т.д.
Не реклама - много хороших идей из подручных средств по творчеству и экспериментам есть на канале "Один раз мама".
- Правильные игрушки
Для познавательного интереса это в первую очередь такие игрушки, которые позволяют менять игровую среду на своё усмотрение и экспериментировать.
Сюда можно отнести конструкторы, кубики-конструкторы, пластилин, краски с бумагой, песок и прочее, что в процессе игры можно оформить как душе угодно.
Могут быть полезными и компьютерные игры - экономические/военные стратегии, "песочницы" тоже дают большую свободу действий.
- Сами задавайте вопросы малышу
Вопросы заставляют ребёнка искать ответ. Он вынужден задумываться. Чем чаще он это делает, тем легче и быстрее будет соображать в будущем. Ускорение процесса мышления приведёт к тому, что учёба не будет вызывать страх, что это скучно/тяжело/надо напрягаться. Она будет для него интересной или хотя бы уровня "ладно, я могу с этим справиться".
Какие вопросы стоит задавать с целью развития мышления? Очевидные типа "Как тебя зовут?" или "Какого цвета шоколадка?" тут точно не подойдут - они не заставляют думать. Но и слишком тяжёлые задавать не стоит - можно отпугнуть малыша сложностью.
Хороши вопросы в духе "Почему?/Зачем?/Что будет, если..?" с актуальными на возраст и развитие данными. Например, в 5-6 лет можно спросить и что-то из общих знаний: "Почему птицы улетают на юг?", "Почему лёд стал жидким?". Лично мне больше всего нравятся вопросы такого плана: "Что ты будешь делать, если потеряешься?". Они хороши не только для мышления, но и для прокачивания безопасного поведения в опасных ситуациях, осознанности.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)