Нетрудно догадаться, о ком пойдёт речь в статье и насколько многогранен этот человек. Собственно, Николай Константинович Рерих.
Поразительно, какие результаты может принести единение юридического и историко-филологического факультетов Петербургского университета, а также щепотки Академии художеств и учений самого А.И. Куинджи. По словам Рериха, учителя с большой буквы.
А между тем история получила выдающегося художника, талантливого, не побоюсь этого слова. След Куинджи, прежде всего, виден на полотнах в колорите: холсты переливаются волшебной пестротой, которая придаёт картинам особую мистику.
У художника было всего по чуть-чуть: и филологическое (это мы знаем по факультету), и исследовательское, и археологическое. Вероятно, это и повлияло особенно на первый период его творчества: картины наполнены славянскими сюжетами. Позднее художника стала интересовать и философия, когда он жил в Индии и ходил на неоднократные экспедиции в Гималаи.
Славянофил
Можно сказать, что Рерих был славянофилом, ведь множество работ посвящены именно славянской истории. Причём это связано как с ранним периодом творчества художника («Поход», «Сходятся старцы», «Город строят», «Знамение» и др. – так и с более поздним, когда грянула Великая Отечественная война: «Богатыри проснулись», «Александр Невский», «Ярослав» и др. Использование древнерусских сюжетов вполне себе обоснованно: именно память о великом русском народе давала уверенность солдатам в бою и надежду на благополучный исход в войне.
В качестве примера можно рассмотреть картину «Богатыри проснулись».
Примечательно, что у Рериха есть замечательная статья под заголовком «Великому народу русскому», где он даёт небольшую интерпретацию к своему полотну:
«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.
Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».
В десятые годы прошлого столетия в искусстве было принято использовать символичность. Те же горы на заднем плане олицетворяют дальнейшие подвиги очнувшихся богатырей. И во всём полотне как бы дышит идея: русский дух спит каменным сном, но если проснётся, то и горы будут нипочём.
Удивительный восток
А ведь не только русским настроением был преисполнен художник: на его полотнах расстелился Восток.
Рерих любил Гималаи. Он много раз ходил в эти величественные горы: творец искал ответы на свои вопросы бытия и, самое главное, находил их. Множество полотен отразило мотивы вершин этих гор и мифологию, с ними связанную. Здесь можно вспомнить картины «Знаки Гэсэра», «Гималаи. Нанда-Деви», «Тибет. Монастырь» и «Помни».
И уже в середине десятых годов Рерих поселился в Индии. Его обителью стал город Кулу, где, по мнению художника, сплетались воедино «восточное» и «русское».
Рерих был ближе всех к русской эстетике и философии, но в отличие от существовавших направлений в то время в его творчестве чувствовался призыв ко всему человечеству,: призыв к союзу, мирному и дружественному.
Рерих написал в своём дневнике одну очень замечательную мысль: "Духа не угашайте. Берегите свет". Пожалуй, подходящая фраза для заключения статьи.