Вы помните, как лет пять назад по стране прокатилась волна исков от наших граждан, которых заставляли сносить дома из-за того, что их дома оказались в охранной зоне трубопроводов газа высокого давления? И проблема не всегда состояла в том, что граждане, наплевав на целевое использование своей земли, строили себе замки. Не редки были случае, когда нашим гражданам администрация предоставляла земли с целевым назначением – под строительство ИЖС, выдавала разрешение на строительство домов и потом как гром среди ясного неба – сносите!
При строительстве домов на таких участках возникают следующие риски:
- эксплуатационные, - связанные с возможностью взрыва и пожара на трубопроводе,
- нарушения охранных зон.
Зоны разделяются на
- охранные зоны, которые призваны защитить трубопровод от несанкционированного воздействия при земляных, строительных и иных работах
- зоны минимальных расстояний, устанавливаемые для защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности строений при авариях на газопроводах.
Охранная зона для всех магистральных газопроводов равняется 25 м от оси трубы в каждую сторону. Зона минимальны расстояний зависит от диаметра трубы магистрального газопровода и давления газа в нем (не считая зоны вечной мерзлоты) для всех типов прокладки составляет от 100 м до 350 м от оси трубы в каждую сторону.
Государство вынуждено было внести коррективы в законодательство, для того, чтобы минимизировать риски появления и в дальнейшем таких исков.
Верховный суд России в своем обзоре судебной практики разъяснил наиболее популярные и животрепещущие вопросы:
1. Гражданина обяжут снести дом, если муниципалитет не выдал разрешение, по причине расположения участка в границах минимальных расстояний до нефтепродуктопровода. Пока не установлены зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (ст. 106 Земельного Кодекса), строить или реконструировать здания в границах минимальных расстояний можно только по согласованию с собственником трубопровода, указал Верховный Суд.
2. Если здание возвели в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, но не знали об этом, такую постройку нельзя признать самовольной.
3. В том же случае, когда дом построен законно, но в силу ряда обстоятельств оказался в запретной зоне, владельцу в случае сноса обязаны заплатить компенсацию.
Если же местные власти знали о расположении трубопровода, но тем не менее предоставили гражданину участок и разрешили на нем строительство, то именно они должны заплатить человеку. Это так же разъяснил Верховный суд.
Убытки в этом случае включаются рыночная стоимость снесенного дома и хозяйственных построек, затраты на их снос, а также разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений и рыночной стоимостью участка с учетом таких ограничений.
Для определения рыночной стоимости земельного участка и построек на нем проводится судебная экспертиза оценки.
4. Решения суда о сносе строений, расположенных слишком близко от газопровода, которые приняты до 4 августа 2018 года, могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам. При этом есть одно условие: в деле не устанавливали, знал ли собственник здания об ограничениях в использовании участка