Приветствую моих многоуважаемых (пусть и немногочисленных пока) читателей и продолжаю тему «Красота и польза».
Оставим ненадолго самодеятельные размышления о красоте (и полезности оной для общества) и обратимся к наследию великих. Уж кто более них понимал в прекрасном!
Есть у великого Донателло скульптура, выбивающаяся не только из бесконечного ряда портретов этого героя, но и из религиозной (опять же – не только) пластики самого мастера. Это – его бронзовый Давид.
Все мы знаем Давида Микеланджело, а некоторые из нас – даже иных Давидов… Вот ничего похожего. Никакой подчёркнутой мужественности, акцентированных бицепсов и других, необходимых для жизненных побед, мышц. Этакий красивенький, складненький щёголь-пастушок, да ещё и «без штанов, но в шляпе». На лице – лукавое выражение, взгляд потуплен… Юноша явно знает себе цену.
Левая нога Давида картинно опирается на собственноручно отрубленную им голову гиганта Голиафа, которому перед этим пастушок запулил камнем из пращи прямо в лоб. Да и меч соперника он умело обратил в аксессуар, красивую подпирку-тросточку для собственной изящной фигурки.
Как мы знаем, на поле сражения израильтян с филистимлянами Давид оказался случайно – принёс еду своим братьям-воинам… И вдруг как обидится на богохульника-Голиафа, как выйдет против него («Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа…») только «с пращой и пятью камнями, подобранными в ручьях» (даже от доспехов, гордец, отказался), да как сразит его первым же камнем! Да как подхватит меч Голиафа, да как отсечёт богохульную голову (а войско филистимлянское тем временем разбежится), да как привезёт эту голову в Иерусалим, где его встретят песнями и плясками, да как станет, в итоге, его царём. И прославится многими великими делами…
Принёс ли пользу Давид своему народу? Несомненно. Как может выразить художник всю эту будущую пользу «в моменте»? Только красотой. Пусть чрезмерной, что называется – на грани.
А уж как потом современники «полоскали» Донателло, какие только мастеру за этого красавчика Давида ярлыки не навешивали! Плевать. Художник видит суть вещей.
А бронзовый щёголь – на втором месте Давидов всех времён и народов. После Микеланджеловского, конечно (ну, этот – вне конкуренции). Оба прекрасных произведения находятся в не менее прекрасном городе Флоренция. А их копии – по всему свету.
Вот. Надеюсь, Дзен понимает, что это мировой скульптурный шедевр (а не просто "голяк" какой-то).
Фото взято из открытых источников.
Продолжение непременно воспоследует.