«Представьте здание с несколькими разбитыми окнами. Если окна не ремонтировать, вандалы чаще всего разбивают ещё несколько. В конце концов, они могут даже проникнуть в здание, а если в нём никого нет — остаться там жить».
В 1982 году вышла статья «Разбитые окна», которую написали два ученых-социолога Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Суть статьи была в криминологической теории, утверждавшей, что мелкие правонарушения по типу вандализма и краж – это один из факторов, влияющих на уровень преступности.
Все началось с эксперимента психолога Стэнфордского университета Филиппа Зимбардо. Его идея была в том, чтобы поместить машину без номеров и с открытым капотом на две парковки в разных местах. Первую машину поставили в одном из самых криминальных районов Нью-Йорка – в Бронксе, а вторую – в одном из самых элитных в Калифорнии.
В Бронксе автомобиль обокрали уже через несколько минут после начала исследования. Заметили машину еще до того, как исследовательская группа настроила оборудование для записи эксперимента. Целая семья (отец, мать и сын) вытащили аккумулятор. За следующие 24 часа ученым удалось заметить еще 23 случая вандализма. Автомобиль остался абсолютно пустым. Из него достали все, что представляло хоть какую-то ценность, и даже выбили стекла. Сам эксперимент проводился днем.
Что касается района Калифорнии, то в Пало-Альто к машине вообще не прикасались больше недели. Чтобы как-то повлиять на ход исследования, Зимбардо частично разбил авто молотком. Уже после этого жители района сделали примерно то же самое, что и жители Бронкса. И в том, и в другом случае люди были хорошо одеты и производили приятное впечатление. Тогда социологи предположили, что преступления совершаются быстрее там, где вандализм и криминал сильно распространены, так как общество не видит в этом ничего предосудительного.
После этого была создана «теория разбитых окон». Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг были уверены, что в неблагоприятной обстановке заняться хулиганством проще. Чтобы как-то повлиять на эту ситуацию, нужно было принимать меры. Директор метрополитена очищал вагоны от надписей, начальник транспортной полиции ловил безбилетников, а мэр Нью-Йорка привлек столько полицейских, что за 1990 год количество арестов увеличилось на 80%.
У этой теории есть как ее сторонники, так и противники. Те, кто выступают в поддержку «разбитых окон», говорят, что все принятые меры помогли победить преступность в Нью-Йорке. Но не все с этим согласились. Через несколько лет политолог Харкорт и экономист Йенс Людвиг заявили, что они не нашли доказательств того, что идеи Уилсона и Келлинга построены на научных фактах. Некоторые критики считают, что все, что происходило, - это сплошной обман.
Понравился материал? Читайте интервью с человеком, которые переживает последнюю стадию рака , а также о шахматной партии с мертвецом . Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале.