Кретов Степан Иванович родился 25 декабря 1919 года в селе Малая Ничка Тесинской волости Минусинского уезда Енисейской губернии (ныне Минусинского района Красноярского края). С 1933 года жил в городе Минусинск. В 1936 году окончил 7 классов школы. В 1936-1937 годах работал в колхозе «Красная заря» в родном селе. В 1938 году окончил 1 курс Канского сельскохозяйственного техникума (Красноярский край). В 1938-1939 годах работал делопроизводителем в Канской районной комендатуре НКВД. В 1939 году окончил Канский аэроклуб.
В армии с февраля 1939 года. До сентября 1939 году обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком дальнебомбардировочных авиаполков (в Северо-Кавказском и Одесском военных округах).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июне 1944 – пилот, лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 21-го (с сентября 1943 – 24-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на Украине и Донбассе, Ростовских оборонительной и наступательной операциях, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Донбасской операции, снятии блокады Ленинграда и Крымской операции. 2 декабря 1941 года его самолёт ДБ-3А был сбит истребителями противника над Таганрогским заливом, спасся на парашюте. Получил при этом ожоги рук.
С мая 1943 года назначен командиром эскадрильи 21-го АП ДД. В 1942–43 гг. в экипаже с ним летали орденоносцы: капитан К.М. Матюшко, стрелок-радист старшина В.Я. Оводенко, стрелок старший сержант Кравчук. После выполнения одного из заданий около 800 километров возвращался на аэродром на одном двигателе, поскольку второй был повреждён. В сентябре 1943 года его полк стал 24-м гвардейским полка АДД. «Как лётчик и командир подготовлен отлично, летает днём и ночью в сложных метеоусловиях на полный радиус действия самолёта Ил-4», – пишет в представлении к званию Героя Советского Союза командир 24-го гвардейского полка АДД гвардии полковник Гусаров 27 сентября 1943 года. К тому времени комэск гвардии капитан Кретов совершил 306 боевых вылетов, его эскадрилья – 455 боевых вылетов.
В конце ноября 1943 года советские войска высадили морской десант южнее и северо-восточнее Керчи. Плацдарм на северо-востоке удалось расширить. Войска вышли к окраинам города, но противник упорно оборонял важный порт. Экипаж Кретова получил приказ нанести бомбовый удар по танкерам, складским и погрузочным сооружениям в Керченском порту. Задание было очень сложным. Противник буквально опоясал порт стеной зенитного огня. Несколько раз бомбардировщики тщетно пытались пробиться на территорию порта. Было потеряно несколько машин. Но экипажу Кретова удалось преодолеть заградительный огонь, выйти на цель и прицельно сбросить бомбы. Самолет при этом получил повреждения, у него отказал один мотор, второй двигатель работал с перебоями.
Вскоре бомбардировщик загорелся. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах три головы: Матюшко, Оводенко, Кравчук. Все были живы. Вскоре неподалеку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо.
6 февраля 1944 года группе дальних бомбардировщиков было поручено нанести эшелонированный удар строго по военным и морским объектам Хельсинки. Финляндию старались вывести из войны.
Вылетели к полуночи. Нагруженные самолеты тяжело оторвались от земли, стали набирать высоту. Что такое эшелонированный удар? Это когда каждому самолету, а их летят многие десятки, дается определенная высота, определенный объект и определенное время выхода на цель. Менять что-либо нельзя — помешаешь другому.
При подходе к Хельсинки самолеты были встречены ураганным зенитным огнем. За 20 километров до цели Кретов, для экономии времени при проведении бомбардировки, приказал штурману открыть бомболюки. В кабину хлынул дьявольский холод. Но Кретов не обращал на него внимания. Ему нужно было увертываться от слепящих лучей прожекторов, от зенитного огня и при этом точно вести самолет по курсу. Нестерпимо долгим показался выход на цель.
— Два градуса вправо. Чуть-чуть левее. Еще градус влево, — уточнял курс штурман.
Наконец — все! Бомбы сброшены. Главное сделано. Теперь можно свободнее маневрировать – самолёт стал легче. Но что это? Кабина Ил-4 не была оснащена достаточным подогревом и многочасовой полёт на холодном самолёте требовал немалого терпения и выносливости, прежде всего от лётчика.
Он не мог оторвать пальцы от штурвала. «Отморозил», — пронеслась в его голове ужасная догадка. С большим трудом оторвал от штурвала одну руку. Чтобы добиться её чувствительности, начал бить рукой по стенке кабины. Наконец, ощутил сильную боль: рука ожила. Переложив штурвал, принялся приводить в чувство другую руку.
И опять – в море огня. Надо вновь пройти над целью, сфотографировать результаты бомбежки...
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года гвардии капитану Кретову Степану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
В июне 1944 – мае 1945 – лётчик 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (с декабря 1944 – 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка). Участвовал в Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Кёнигсбергской операциях.
Всего за время войны совершил 400 боевых вылетов (369 – ночью и 31 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3А и Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника во вражеском тылу.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор Кретов Степан Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда».
С сентября 1945 – командир авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка, в сентябре 1946 – марте 1950 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Брянской области).
Мирное время
В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу Дальней авиации. В 1950-1953 – начальник отделения перелётов и старший офицер по использованию опыта войны в Управлении 50-й воздушной армии Дальней авиации (город Смоленск). В 1953-1959 – начальник отделения боевой подготовки 11-й гвардейской тяжёлобомбардировочной авиадивизии (Шаталово Починковского района Смоленской области). В 1958 году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С марта 1959 – командир 335-го авиационного (ракетного) полка (город Белая Церковь Киевской области, Украина), в сентябре 1959 – июле 1961 – командир 151-го ракетного полка (город Стрый Львовской области, Украина).
С 1961 – преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, а в 1970-1972 – старший преподаватель кафедры тактики, истории военного искусства и общевойсковой подготовки Ростовского высшего командно-инженерного училища. В 1972-1974 – преподаватель и старший преподаватель Военной инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского. С апреля 1974 года полковник С.И.Кретов – в отставке.
Жил в Москве. Умер 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Полковник (1960), доцент (1971). Награждён 2 орденами Ленина (31.12.1942; 13.03.1944), 2 орденами Красного Знамени (23.12.1941; 14.11.1942), орденом Красной Звезды (30.04.1954), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949), другими медалями.
Почётный гражданин города Минусинск (1973).
Бронзовый бюст С.И.Кретова установлен в городе Минусинск Красноярского края. Его именем названы улицы в городах Минусинск и Быхов (Могилёвская область, Белоруссия), а также сёлах Малая Ничка и Селиваниха Минусинского района. В Минусинске на здании школы, в которой он учился, и на улице, носящей его имя, установлены мемориальные доски.
Примечание: Награждён за выполнение 306 боевых вылетов (276 – ночью и 30 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3 и Ил-4 (на октябрь 1943 года).