Уверен, что многие замечали на сборных стыках рельсов трамвая или железной дороги приваренные "тросики", которые соединяют концы одного рельса с другим и задумывались - для чего они?
А это стыковые соединители (в ряде мест их неофициально называют "шунты"), предназначенные для надёжного электрического контакта в сборных стыках рельсов для уменьшения сопротивления, чтобы два рельса считались одним целым. Всем известно, что у трамвая и на электрифицированных железных дорогах рельсовый путь служит "минусом" для отвода обратного напряжения к тяговой подстанции (ТП), а учитывая то, что подвижной состав в некоторых местах от подстанций может быть отдален значительно, и на этом расстоянии может быть множество стыков на рельсах, то для надёжного соединения "по минусу" трамвая/электровоза/метро/ с подстанцией и необходимы данные стыковые соединители на сборных стыках. Любое сборное соединение надёжно ТОЛЬКО тогда, КОГДА оно крепко затянуто друг с другом, но стоит чуть болтам ослабнуть, то надёжность улетучивается моментально. Именно для таких случаев и предназначены приваренные стыковые соединители на стыках.
В сварных стыках рельсов необходимость стыковых соединителей отпадает, так как сварной шов делает два рельса одним целым.
Некоторые спросят, а что же будет если данный стыковой соединитель будет отсутствовать на стыке или будет оборван? Ответ: а будет то, что такой стык будет надёжным ПОКА КРЕПКО ЗАТЯНУТЫ болты. Как только такой стык ослабнет, он станет ПЛОХО проводить электрический ток, а значит возникнет лишнее сопротивление в цепи "вагон - подстанция", которыми служат рельсы. На железной дороге это грозит сбоями в работе СЦБ, а на трамвае лишней утечкой тока в землю, так как рельсы трамвая в большинстве случаев полностью находятся в земле. Также разболтанность стыков с отсутствующими/оборванными шунтами создаёт такое явление как искрение в стыке (не говоря уже о том, что разболтанный стык создаёт лишний шум при прохождении подвижного состава по нему), особенно такое чаще всего возникает в непосредственной близости подстанции.
Некоторые могут спросить, а какой вывод можно сделать из этого всего, что было написано, а ответ прост: следить за состоянием рельсового пути.
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал предоставлен группой ВК "Все о транспорте" (подготовил А. Сычев).
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Немного исторических снимков курского трамвая
119 лет отечественному троллейбусу
Общественный транспорт Тулы в мае 2021 года