Ещё летом 2012 г., когда президент УЕФА Мишель Платини только предложил провести Евро-2020 в 11 европейских городах, стало ясно, что европейским сборным и их болельщикам предстоят немалые организационные трудности. Одним из таких городов должен был стать Брюссель как «негласная столица» ЕС.
Но к 2021 г. кризис, вызванный коронавирусом, привел к повышенной политизации общеевропейских инициатив. Так даже запоздалый Чемпионат Европы по футболу 2020 г. стал проверкой на прочность для европейской солидарности. Показателен матч сборных Шотландии и Англии, который в контексте амбиций Шотландии по проведению нового референдума о независимости и возвращению в ЕС, был окрашен в цвета межнационального противостояния.
Приходит на ум и крылатая фраза датского министра иностранных дел Уффе Эллеманна-Йенсена «Hvis du ikke kan tilslutte dig de andre, så vind over dem» (англ. «If you can't join them – beat them»), сказанная им по поводу победы Дании на Евро-1992 в Швеции и отрицательном результате референдума о принятии Маастрихтского договора. Однако Евро-2020 и здесь внёс свои коррективы, изменив старую фразу на «If you cannot beat them, host them», намекая на то, как инцидент с капитаном сборной Дании Кристианом Эриксеном вызвал волну поддержки и солидарности.
Футбол во время пандемии
Задумка Мишеля Платини состояла в том, чтобы грядущий европейский чемпионат стал символом мира и солидарности среди европейских стран. Сама инициатива была приурочена к 60-летию проведения первого европейского чемпионата по футболу, победу в котором, к слову, одержала сборная СССР. При этом для европейских стран, всё ещё охваченных пандемией, масштабное спортивное мероприятие должно было с одной стороны продемонстрировать успешность отдельных национальных стратегий борьбы с коронавирусом, так и потенциал европейского сотрудничества даже в условиях пандемии.
На практике эти задачи в рамках Евро-2020 оказались взаимоисключающими. Достаточно указать на "визовые войны" и ограничения для иностранных болельщиков. К примеру, Датский футбольный союз закрыл доступ для российских болельщиков на матч Россия-Дания, проводившийся 21 июня на стадионе "Паркен" в Копенгагене. В затруднительном положении могли оказаться британские фанаты, в отношении которых были введены особые ограничения из-за нового штамма коронавируса и которые продолжали действовать в период чемпионата, но практически «домашний» для Англии Евро-2020 пришёл им на выручку. В свою очередь для европейских фанатов действовали британские ограничения, в частности они были обязаны пройти 5-дневный карантин даже при наличии полной вакцинации.
Также отличилась на вакционном фронте и Венгрия. Власти страны принимали коронавирусные паспорта только тех стран, с которыми Венгрия заключила соглашение о признании вакцины Спутник V. Виктор Орбан в ходе чемпионата всячески стремился показать, что страна справилась с пандемией коронавируса наилучшим возможным образом. Так матчи проводились при полной загруженности стадиона «Ференц Пушкаш». Вместе с тем режим чрезвычайной ситуации в связи с пандемии был продлён до осени 2021 г., что позволит правительству принимать ряд постановлений в обход парламента.
Германия – конец эпохи Лёва и Меркель
Внутри самих футбольных сборных и сообществах фанатов прошедший чемпионат тоже поляризовал обстановку. К примеру ранее в Германии победа национальной сборной на Чемпионате мира 2014 г. и индивидуальные достижения таких футболистов как Месут Озиль, Мирослав Клозе и Сами Хедира приводились как свидетельствопользы интеграции иммигрантов для немецкого общества и спорта. После провального для Германии ЧМ-2018 ситуация стала диаметрально противоположной и предыдущие фавориты подверглись критике. Так Месута Озиля обвинили в неверностинациональной сборной после совместной фотографии с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Некоторое время спустя Озиль покинул сборную Германии, сославшись на расизм и неуважение со стороны Немецкого футбольного союза.
В Германии ещё в преддверии Евро-2020 было подтверждено, что Ханси Флик заменит Йоахима Лёва на посту главного тренера сборной. Символично, что начало карьеры и нынешний неизбежный уход Йоахима Лёва в качестве тренера сборной совпадают с закатом политической карьеры Ангелы Меркель. Оба когда-то казались бессменными и незаменимыми на своих постах. Поражение Германии в отборочном этапе Евро-2020, таким образом, подчеркивает необходимость обновления как спортивного, так и политического.
Беспечный Борис и возвращение Италии
После Евро-2020 игроки сборной Англии Маркус Рашфорд и Джейдон Санчо после поражения команды в серии пенальти попали под шквал откровенно расистских и ксенофобских обвинений, из-за чего Борису Джонсону пришлось отдельно выступить с предложениемзапретить интернет-обидчикам присутствовать на следующих матчах. Сам «номер 10» в белой форме Англии присутствовална полуфинале и финале Евро-2020, над чем не преминули сострить британские избиратели. Однако даже в период чемпионата Борису Джонсону так и не удалось создать впечатление единства британского общества, которое по-прежнему терзают последствия Брекзита.
Для Италии 2021 г. принёс не только продолжение пандемии, но и победы на Евровидении и Евро-2020. Место у штурвала страны занял опытный Марио Драги, пришедший на смену итальянскими популистам и задавшийся целью обеспечить Италии возвращение в европейскую семью. Хочется надеяться, что как и после победы в 2006 г. победа в главном футбольном турнире Старого Света поселит оптимизм и взаимное доверие среди жителей Италии.