В древнем еврейском священном писании говорится о поединке Иакова с то ли богом, то ли ангелом, после которого он получил имя «Израиль», что переводится как «Боровшийся с богом».
Не знаю, как звучало бы это имя во множественном числе, но полное право на имя «Боровшийся с Богами» имеет, возможно, самый культовый фараон Древнего Египта – Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон.
Считается, что он был великим религиозным реформатором, но это не совсем так, о чем и пойдет речь ниже.
В древнем Египте, как и во всех государствах древности, чтили многих богов. Место было плодородное, доходы были хорошими и со временем стали строиться храмы один краше другого.
Жречество процветало, чему в немалой степени способствовало то, что они не только мистикой в своих храмовых НИИ занимались, но и наукой, добившись изрядных высот в постижении тайн мира.
Реального представления об объеме их знаний мы не имеем, но древние греки, сами будучи далеко не неучами, считали египетских жрецов обладателями огромной мудрости.
Впрочем, жрецы не торопились делиться знаниями, ибо знали, что знание – сила, а делиться силой не слишком разумно. Авторитет жрецов был столь высок, что их побаивались даже фараоны.
Большая часть военной добычи шла в храмы, а постройки пирамид во славу фараонов заменили постройками не менее дорогих, но куда более живописных храмов, в тайниках которых хранились несметные богатства.
В итоге жречество получило слишком много власти, что не устраивало фараонов. И 3,5 тысячи лет назад плотину прорвало.
В ту пору в Египте было три бога Солнца – крайне почитаемые Ра и Амон, которые со временем слились в одно божество – Амона-Ра, и Атон – бог солнечного диска как такового.
Такая тройственность-двойственность устраивала египтян на протяжении веков, и никто не обратил внимания на то, что тогда еще Аменхотеп IV, ничем не отличавшийся в религиозном плане от предшественников, стал делать упор на Атона.
Для выбора Атона был повод: когда жречество Амона и Ра объединилось, оно стало настолько могущественной силой, что манипулировать ими было невозможно, тогда как их могущество удвоилось. Поэтому наименее мощный культ Атона был предпочтительным.
Почитание Атона фараоном постепенно усиливалось, прочие культы сначала понемногу, а затем явно отодвигались в тень, сам Аменхотеп («Амон доволен») переименовался в Эхнатона («Угодный Атону»), стал верховным жрецом Атона, и фактически обожествил себя, став одним из первых в истории тиранов с манией величия.
Была построена и новая столица – Ахетатон. После этого имена старых богов уже стали сбиваться с надписей, и гайки закручивались все туже.
Однако контакт фараона с реальностью все уменьшался. Хотя он и не хотел быть марионеткой жрецов, однако, став единоличным правителем, внезапно проявил пассивность и фактически «слил» всю внутреннюю и внешнюю политику.
Религиозная реформа тоже была проведена неудачно, ибо трудов В. И. Ленина Эхнатон прочесть еще не мог. Иначе бы знал, что ждет узкий круг революционеров, которые слишком далеки от народа.
Реформы Эхнатона и в самом деле были чужды народу, которые хотел поклоняться старым богам. Да и экономический упадок популярности новому фараону не прибавлял, как и его довольно уродливый вид, который он пиарил повсюду.
Здесь важно учесть, что прежние фараоны тоже могли иметь не всегда модельную внешность, но народ их не видел. А на статуях их изображали в каноническом облике – статными и богоподобными. Здесь же был не живой бог, а какое-то недоразумение.
Довольны были, пожалуй, только продвинутые художники, которым хотелось свободы творчества и реализма. У них и в самом деле открылись большие возможности.
Но большинству их коллег все же было удобнее делать стандартные привычные скульптуры, обеспечивая себе хлеб с пивом.
Хорошо ли это или плохо, но вся эта борьба с богами кончилась для Эхнатона ничем. Фактически он умер (есть версия, что его отравили оппозиционно настроенные жрецы) живя в самоизоляции в своем чуждом остальному Египту Городе Солнца – Ахетатоне.
После его смерти власть досталась юному Тутанхатону, которого старое жречество взяло под свой контроль, переименовало в Тутанхамона и заставило восстановить все прежние культы и вернуть столицу туда, откуда убрали – в Фивы.
Вскоре память об Эхнатоне и его деятельности стала уничтожаться, его имя стираться, а сам он закономерно получил в египетской истории имя «Преступник из Ахетатона». Созданный фараоном культ был запрещен.
Если хотите получить больше интересной информации – переходите на сайт: там Вас ждет много нового!