Начало статьи о могущественном хане нижнего мира Эрлике здесь.
Образ Эрлика у хакасов
По хакасским верованиям, Иль-хан (обычное имя Эрлика у хакасов) возглавляет полчища зловредных духов.
В хакасской мифологии появление злых духов — «айна» — описано следующим образом. Жили-были два брата, Худай и Иль-хан. Иль-хану выпало жить в подземном мире, но однажды он выбрался оттуда и стал просить у брата землю. Тогда Худай дал брату столько земли, сколько поместится под посохом Иль-хана. Тот, воткнув посох в землю, проделал отверстие, из которого наружу вылезли айна.
Иль-хан у хакасов обладает отвратительным внешним видом. Расстояние между его глазами — четверть (18 сантиметров), между ушами — сажень (более 2 м), вся голова размером как дымовое отверстие юрты, а лоб большой, как дно казана. Как и Эрлик у алтайцев, Иль-хан имеет длинную (до пояса) черную бороду. Ездит он на черном скакуне, погоняя его плетью в форме змеи черного цвета.
Обитает Иль-хан на седьмом или девятом слое нижнего мира. Жилище его — семиугольная юрта из меди, которая стоит у семи или девяти морей, на берегу моря Отравленного и моря Огненного. Когда дул теплый ветер, хакассы говорили, что это дыхание Иль-хана. При таком ветре нельзя было вдыхать воздух ртом, поскольку считалось, что это приводит к параличу (хак. «тан сапханы», то есть «удар ветра»): с какого бока ветер дует, ту сторону паралич и разобьет.
Не желая лишний раз упоминать настоящее имя подземного хана, хакасы называют его «Чир Худайы» — «бог Земли». Хакасские шаманы именуют Иль-хана «Адам хан», что можно перевести как «Великий Отец».
У хакассов Иль-хан участвует в сотворении земли вместе с Худаем. Именно Иль-хан добыл из-под воды ил (из которого Худай сделал землю), но оставил немного ила во рту, а потом выплюнул на только что появившуюся ровную землю. Так возникли горы, холмы, болота.
Иль-хан взял солнце и луну, а потом не желал их возвращать. Тогда Худай забрал светила и прибил их для пущей сохранности к небу. Но это была не последняя выходка неугомонного братца. Он соблазнил едой пса, который сторожил созданного небесным богом человека, вдохнул в человека душу и тем испортил его. Человек зарос шерстью, и Худай вынужден был чистить и брить это свое создание.
Считалось, что подземный владыка создал богатырей, которых звали Керей-кан и Караш, а также некоторых зверей — крота, барсука, медведя, корову, свинью и верблюда.
Эрлик у тувинцев
Прежде всего нужно отметить, что на мифологические представления тувинцев большое влияние оказал буддизм. Однако древнейший фольклорно-мифологический пласт, в том числе фигура Эрлика, сохранился.
Итак, у тувинцев властитель нижнего мира также носил имя Эрлик. Кроме того, эрликами назывались и предводители духов, обитающих на 18 слоях подземного мира. Под землю уходили души умерших людей, и эрлики истязали эти грешные души огнем, привязав их к столбу на каменистой земле.
Интересно, что шаманы после смерти не уходили, по мнению тувинцев, в подземный мир. Душу шамана не принимали и верхнем мире. Такая душа оставалась в среднем мире навсегда, вселяясь в деревья или камни.
В тувинских воззрениях Эрлик-хан постоянно вредит людям, но с помощью шамана у владыки поземного мира можно было выпросить «сюнезин» (душу) и вернуть это больному. За это Эрлику приносилась жертва. Но хозяин мог потребовать взамен отпущенной души душу другого человека.
Впрочем, судьбу больного Эрлик-хан решал не один, а с властителем верхнего мира Корбусту-ханом.
Считалось также, что животные получают души от Эрлика.
-----
Надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь на мой канал, друзья!
Вот еще статьи моего канала: