Древность…переплетенная с современностью — первое что приходит на ум, когда видишь это величественное христианское сооружение, памятник непростым русско-греческим отношениям, которые не отличались ни стабильностью, ни миролюбием.
Величие и простота вида, внутреннего убранства погружают наблюдателя в глубокое созерцание сего чуда света. Без экскурса в историю, конечно, нельзя обойтись.
Его строительство велось быстрыми темпами и продолжалось 7 лет. 14 сентября 1052 года на освящение храма из Киева в Великий Новгород прибыла торжественная процессия во главе с самим Ярославом Мудрым и его женой Анной. Епископ Лука прочел молитвы и освятил готовый собор во имя Святой Софии (Владимир Соловьев утверждал, что русские почитали не саму великую и славную святую, а мудрость как таковую, выражая тем самым восхищение и преклонение перед нею).
Новый храм стал главной святыней на севере Руси. Воодушевленные этим красочным зрелищем жители Великого Новгорода и окрестных городов и сёл, которые участвовали в Богослужении, клялись, что там, «…где Святая София, там и Новгород. Умрем мы, но не сдадим его. Прольем кровь за Святую Софию».
К сожалению, в том же 1052 году князь Владимир Ярославич, заказчик и спонсор возведения собора скончался 32 лет от роду от неизвестной болезни. Его тело было погребено в храме Святой Софии, который он основал и многое сделал, чтобы его построили за короткий срок, выделяющийся на фоне множества европейских долгостроев. И он стал самым красивым каменным сооружением на севере Руси на долгие столетия. В 1439 году Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых. Его мощи до настоящего времени хранятся в это соборе.
У храма пять нефов и три галереи, в которых располагаются дополнительные престолы. Как позднее подсчитали специалисты, на строительство собора ушло около 10 000 кубометров камня и кирпича. Внешние и внутренние стены храма первоначально ничем не обрабатывались. Только в 1151 году их покрыли так называемой цемянкой — смесью известкового раствора с толченым кирпичом — и внутри стены стали расписывать фресками. На западном портале смонтировали так называемые Магдебургские врата, выполненные в романском стиле с большим количеством горельефов (разновидность скульптурного выпуклого рельефа).
Не каждый храм пережил советский период историю и нацистскую оккупацию, но этот храм пережил и стал краше. На его поддержание уходит много усилий и денег, но это того стоит. Когда слышишь, а зачем? Мол, лучше бы тратили деньги на школы и больницы, то понимаешь, что они всегда нужны и их в нормальном государстве всегда будет не хватать (в отличие от тех же стран Прибалтики, где наблюдается дефицит детей и вообще трудоспособного и этнически однородного населения, к которому местные власти так стремятся, но боятся в этом сознаться). Но это же не повод чтобы уничтожать музеи, застывшую и многогранную красоту, созданную людьми, чтобы выразить все самые лучшие свои чувства (например, те же благодарность и признательность) и качества (жертвенность и приобщение к реальности, не вмещающейся в макроэкономические показатели и утилитарные цели). Или всё же повод?