Объектив, выпускавшийся в ГДР с 1971 по 1978 годы. Предшественник Pentacon auto 1.8/50 — Meyer Optik Oreston 50mm f1.8.
Объектив для зеркальных камер с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках. «Отец» объектива — Meyer Optik Oreston 50mm f1.8 продавался в корпусе «бициклическая зебра». Потом случился «рестайлинг», и немногим позже Орестор превратился в Pentacon.
С дизайном «бициклическая зебра»выпускались многие немецкие объективы тех времен (60-70гг). Объективы Pentacon являются родственниками, так как почти все объективы в прошлом — разработки компании Хуго Мейера.
Оптическая схема во всех вариантах Pentacon Auto 50mm f/1.8 едина. Объектив встречается также под названием Revuenon Auto 50mm f1.8.
Объектив выпускался также еще в нескольких «рестайлингах»:
- Pentacon electric 1.8/50 (с электрическими контактами)
- Pentacon auto 1.8/50 Multi Coating с байонетом Praktica
Этот объектив можно встретить с фотоаппаратами:
Сравнение Pentacon auto 50mm f1.8 m42 с Гелиос-44М
Если взять в одну руку Гелиос 44м 58mm f2, а в другую Pentacon auto 50mm f1.8, можно обнаружить внешнее сходство объективов.
Разница в цене и качестве сборки, светосиле, оптической схеме (у Гелиос оптическая схема от Zeiss Biotar) и наличию переключателя режима работы диафрагмы «Авто-Мануал», у Гелиоса. Pentacon 50mm f1.8 на том же самом месте имеет «кнопку предпросмотра ГРИП».
Подобный корпус местами описывается как «моноциклическая зебра». Объектив из ГДР имеет качественно обработанные поверхности, в отличие от советского объектива. Пентакон смотрится и ощущается легче, аккуратнее. Вес у малыша порядка 150 грамм, а минимальная дистанция фокусировки 33 сантиметра (у Гелиоса — 0,5 метра, разница оптических схем) делает из него неплохой макрообъектив. Задняя линза не цепляет за зеркало камеры, как в случае с объективом Мир-1В.
Pentacon auto 50mm f1.8 m42 в работе
В работе показал себя более, чем удовлетворительно.
Без проблем ставится на цифровые камеры, но необходимо учесть, что требуется переходник, имеющий фланец (зажимающий толкатель репетира диафрагмы). У китайцев, обычно, они стоят недорого. В случае переходника без фланца — нам придется приноровиться зажимать кнопку предпросмотра ГРИП на объективе до спуска затвора.
На корпусе объектива имеются отметки дистанции фокусировки. Оранжевым нанесены значения в футах, белым — в метрах.
Также, как и на всей неавтофокусной оптике — имеется отметка зоны ГРИП, по которым можно рассчитать и выставить объектив на гиперфокальное расстояние.
Диафрагма и ГРИП
У Pentacon auto 50mm f1.8 m42 6-лепестковая диафрагма рисует гайки в зоне нерезкости на прикрытых значениях с f3.5. Недорогие объективы того времени оснащались примерно таким количеством лепестков. На открытой диафрагме присутствует размытие по всему полю кадра, реально рабочее значение — 2,2. ГРИП при этом на столько тонкая, что попасть просто так в цель практически нереально.
Шаг настройки очень маленький, кольцо диафрагмы вращается изумительно плавно.
Pentacon Auto 1.8/50 Multi Coating
Pentacon Auto 1.8/50 Multi Coating — это «полтинник», как он есть. Безусловная классика жанра, образец, к которому следует стремится. Нет, он не безгрешен — однако, претензии к нему зачастую являются лишь проявлением «вкусовщины».
Объектив для зеркальных камер с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.
Pentacon Auto 1.8/50 Multi Coating — очередной рестайлинг знаменитого Meyer-Optik Gorliz Oreston 50mm f/1.8. Предприятие Meyer-Optik вошло в состав Pentacon и объективы выпускали под этой маркой до самого конца существования Берлинской стены. Тем не менее, объективы компании все еще могут потягаться Цейсом и другими не менее именитыми брендами. Компания Хуго Мейера выпускала объективы под многие распространенные системы, а также имела контракты на комплектацию объективами, камер. Не ограничивалось производство одной-двумя моделями.
Список объективов наберет более 30 наименований моделей, с различными оптическими схемами, а также полным набором фокусных расстояний на каждое из наименований. Оптика ценилась наравне с Zeiss, при этом, в большинстве своем, стоила дешевле.
Meyer-Optik Orestor 2.8/135 все еще называют монстром боке за то, что диафрагма объектива содержит в своем составе 15 лепестков. Это настоящий прорыв, так как в то далекое время не каждый объектив содержал такое количество лепестков. Даже последующие Pentacon 2.8/135 были оптимизированы и имели на борту меньшее количество лепестков диафрагмы. Ранний обзор с историей рестайлинга Pentacon Auto 1.8/50 Multi Coating здесь:
Характер боке у объектива своеобразный. Любые блики в зоне нерезкости превращаются в кружки, а на открытой диафрагме они располагаются по окружности. При этом, резкость на открытой присутствует только по центру. Примерно такую же картину можно наблюдать у советского объектива Гелиос-40. Получается, объектив имеет весьма выраженный творческий потенциал, если знать, куда его применить. Например, можно делать нежные натюрморты, как это делает фотограф Валерия Тихонова. Можете посмотреть примеры ее работ на ее странице ВК, фрагментарно я представил их в конце статьи.
Чем более прикрыта диафрагма, тем менее выражен эффект. Вообще, подобное поведение оптики в современных реалиях более похоже на посредственную работу по исправлению аберраций. Однако, оставив сугубо технические моменты, просто полюбуемся результатом, который доступен человеку без всяких фотошопов — просто наведи и снимай. Но в повседневном применении, скорее всего, такое боке будет раздражать, как раздражает чешуйчатость боке у Юпитер-8 на открытой.
Хотя, судя по фотографическим книгам и советам по съемке из прошлого, предполагалось основное использование объективов, все-таки, при съемке на таких значениях диафрагм, когда вышеуказанные эффекты не проявлялись вовсе, или проявлялись минимально (f/5.6 — f/11), так как в большинстве своем малоформатная техника заряжалась один раз на 36 кадров, без возможности изменения ISO на лету, как в современных цифровых камерах.
Теперь немного душнины. Объектив покрашен черной краской, а на кольце фокусировки имеется ребристая накатка. Накатка достаточно широкая и шипы на ней крупные — даже в перчатках ощущаешь, где кольцо фокусировки. Диафрагма в объективе прыгающая, но прыгалка блокируется переключателем на корпусе, что весьма удобно — нет необходимости разбирать объектив и фиксировать штырь привода для того, чтобы использовать на цифровой камере. При блокировке переключателем, диафрагма реагирует на движение кольца изменением диаметра отверстия. Принцип управления из 60-х, но мы теперь можем видеть воочию картинку с объектива до того, как сделаем кадр.
Управление объективом мягкое, кольца двигаются плавно, даже через большое количество лет после его появления на свет. К слову, объектив достался с полуживым фотоаппаратом Praktica Super TL. Если объектив был вместе с ним в комплекте, то годы выпуска или приобретения фотоаппарата — восьмидесятые. Если бы не одно но. Практика Супер ТЛ выпускалась с 1968 по 1976 годы, а объективов с таким дизайном даже в конце 80-х еще быть не должно. Объектив и фотоаппарат разных временных периодов, ибо штатным стеклом у Practika Super TL было Carl Zeiss Jena Tessar 2.8/50 (ну и его вариации, типа T 2.8/50 и aus Jena 2.8/50).
Чаще всего, объектив шел в комплекте с фотоаппаратами Praktica LTL, Praktica MTL поздних, предбайонетных и предэлектрических версий. Ранние модели поставлялись с Pentacon auto 1.8/50 другого дизайна.
Объектив в разрезе выглядит так:
Фото с praktica-collector.de
Примеры фото с Pentacon auto 50mm f1.8 M42
На Canon 60D Pentacon auto 50mm f1.8 M42 устанавливался через переходник М42-EF без подтверждения фокусировки. Визирование производилось по экрану, съемка в основном в режиме Av с AutoIso.
Pentacon Auto 50mm f/1.8 Multi Coating пример фото
Эти фотографии были сделаны на Sony A7 с фокусировкой с помощью Focus Peaking, и в основной своей массе в режиме приоритета диафрагмы.
Резюме
Объектив, безусловно, заслуживает самой высокой оценки. Компактный, с очень маленькой МДФ. Резкий (правда, на полностью открытой диафрагме заметна «мыльность» по краям кадра. Виньетирование умеренное и вполне может использоваться для концентрации внимания на объекте съемки. Цветопередача естественная. Конструктивно собран весьма хорошо, эргономика выше всяких похвал. В общем, это классическое немецкое качество — и уже маловажно, где собирался объектив, в Восточной или Западной Германии.
Использование на современных фотоаппаратах
Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.
На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 80мм фокусного расстояния, а диафрагма будет соответствовать значению f/2,8. Почему так? Потому что, из-за узкого угла обзора придется отходить дальше. У объектива на кропе наблюдается падение резкости за счет более плотного расположения пикселей на матрице и их сосредоточенности по центру объектива.
На полном кадре объектив работает так, как задумано — имеет более пластичную картинку и соответствующие заявленным, характеристики.
Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра. Для работы на цифровых фотоаппаратах понадобится переходник с резьбового соединения М42х1 на вашу камеру. Pentacon auto 1.8/50 проще всего ставится на Canon EOS с байонетом EF(-s), из-за несущественной разницы в рабочих отрезках. Переходники без чипов подтверждения фокусировки на Canon стоят дешево.
Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)
- Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
- Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.