Уже написал статьи о "Зибелях", быстроходных десантных баржах и просто о речных баржах, на которых Гитлер собирался завоевать Британию. И в процессе их подготовки натолкнулся на такой снимок:
В этой парочке пенит волны Pilabo, а то, что он везёт на себе - это вот такой шушпанцер:
Назывался Ландвассершлеппер. О нём чуть ниже, а пока об извозчике. В 1939 году перед Вермахтом встала проблема высадки танков и другой тяжёлой техники на необорудованное побережье. В том же году был создан Pionierlandungsboot (сапёрный или инженерный десантный катер). Немцы тоже не любят этих длиннющих слов и в войсках его начали называть Pilabo. А в зависимости от года проекта добавлялись две последние цифры этого года.
Pilabo39 мог нести 20 тонн груза. Вот он высаживает технику и десант на берег:
А два мористее ждут выгрузки. А это, судя по головным уборам, в Северной Африке в мае 1941 года, когда производилась выгрузка техники с кораблей для Африканского корпуса Роммеля:
Их тоже привозили на транспортах, спускали стрелами на воду, а потом выгружали на них грузы.
Pilabo40 поднимал 30 тонн, Pilabo41 уже 35. Все они разбирались на половины и могли перевозиться по железной дороге. На фото видно, что в носу имелись две створки, которые раскрывались при выгрузке. А у Pilabo41 уже была наклонная аппарель, как у десантных судов союзников. На снимке Pilabo41 с необычной судьбой:
Снимок сделан в 2018 году на территории мемориала Flucht und Vertreibung, Oberschleißheim. Находится он в Баварии, на историческом аэродроме Обершляйсхайм, но посвящён бегству и изгнанию немцев из Восточной и Западной Пруссии в конце войны. Этот катер перевёз в то время несколько тысяч беженцев. И немцы не хотят забывать, как 6 миллионов их соотечественников выперли тогда из Чехословакии и Польши, да и от "красных орд" они бежали, задрав штаны.
Я почитал большой текст на эту тему. В частности, там пишется, что во времена всеобщего осуждения преступлений нацистов эта тема замалчивалась, но теперь, типа, не должно оставаться белых пятен в истории и надо припомнить всё и всем. И кто знает, во что выльются эти воспоминания в будущем.
А теперь к Ландвассершлеппер, что можно перевести, как "тягач-амфибия". Задумка была такова: вот притащил буксир несамоходную баржу с десантом и техникой к берегу, а как её выпихнуть к урезу воды? Для этого на ней везётся этот самый шлеппер. Он заводит буксирный конец, плывёт к берегу, выходит на твёрдую почву и начинает тащить баржу на песочек. Ещё один плод сумрачного германского гения. Однако построили их всего три единицы в виде прототипа. Были они не вооружены и не бронированы.
Сам начальник Генерального штаба Сухопутных войск Гальдер наблюдал за испытаниями и признал их пользу. Но перед промышленностью стояло так много более насущных задач, что эту идею в итоге похерили, как и саму высадку на британские острова.
Ещё на сходную тему:
То, что плавает по морю, но не корабли
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь