Найти тему

Судьба нищей османской принцессы

Оглавление

В 2015 году за 12 миллионов фунтов стерлингов на аукционе была продана картина художника Анри Матисса, написанная в 1942 году. Она называется «Одалиска в черном кресле», но на самом деле на картине изображена не «одалиска» или какая-то наложница султана, а османская султанша, правнучка османского султана Абдул-Азиза по имени Нермин-султан.

У этой женщины была поистине тяжелая жизнь, совсем не султанская. Она была султаншей сразу с двух сторон — с материнской и отцовской. Ее отцом был шехзаде Шевкет-эфенди, внук султана Абдул-Азиза, а мать - Адиле-султан, внучка султана Абдул-Хамида II.

Вот только Нермин-султан не повезло появиться на свет в 1923 году, за несколько месяцев до депортации всех членов османской династии за пределы Турецкой республики.

Картина Анри Матисса
Картина Анри Матисса

Несчастливое имя

Вообще, Нермин изначально звали по-другому — Хамиде, но когда у нее начались проблемы со здоровьем, решили поменять ей имя, так как многие считали, что имя Абдул-Хамид и производные от него, в том числе женское «Хамиде» приносит детям разные несчастья. Сначала девочку назвали Незахат (вежливость), потом Шефкат (сострадание) и, наконец, Нермин.

Нермин заболела в возрасте около 5 лет, у нее, по разным источникам, был туберкулез костей или остеолиз. Кости становились очень хрупкими и легко ломались. В детстве Нермин несколько раз ломала ноги, ступня у нее так нормально и не срослась. Практически вся жизнь Нермин прошла в больницах и на операционном столе.

Знакомство с художником

В 1924 году Нермин вместе с бабушкой Наиме-султан переехала в Ниццу. В 1928 году ее родители развелись. Мать вышла замуж за египтянина, отец-шехзаде больше так и не женился. Но детство Нермин провела с бабушкой.

В 1940-1942 году они познакомились с очень известным художником Анри Матиссом, который восхитился красотой и гладкостью лица 18-летней Нермин и за большие деньги попросил ее позировать ему для его картин. Деньги для семьи несчастной султанши были нелишними, они согласились. Эта картина была нарисована в особняке художника, куда Нармин приходила в сопровождении своего родственника.

Нермин-султан
Нермин-султан

Жизнь в Египте и очередная депортация

Потом она с бабушкой во время Второй мировой войны попала в концлагерь в Албании. Затем новый удар — в 1945 году не стало бабушки. Нермин удалось вызволить, и она переехала к отцу в Египет. 20 лет они не виделись с отцом просто потому, что у того не было паспорта, не было возможности покинуть страну.

Жили Нермин с отцом бедно. Нермин не раз писала обращения в Анкару, чтобы ей, тяжелобольной, позволили вернуться на Родину, но правительство всегда отказывало. А потом в Египте случилась революция.

Гама́ль А́бдель На́сер Хусейн устроил переворот в Египте, и египетское правительство попросило шехзаде Шевкет-эфенди покинуть страну в течение 24 часов. Шевкету-эфенди был выдан паспорт и удостоверение личности послом Франции в Каире, с этим паспортом шехзаде Шевкет-эфенди и его дочь Нермин-султан отправились в Алжир.

Нермин, которая на тот момент едва уже могла самостоятельно передвигаться, устроилась на работу в ООН, консультировала беженцев по социальным вопросам. Нермин была очень образована, знала 6 языков, потому ценилась, как сотрудник.

Когда в Алжире случилась война, дочь с отцом были вынуждены вновь переехать во Францию в город Баньо́ль-сюр-Сез. Жили очень бедно, у них дома даже не было обеденного стола, вместо него использовали ящик из-под овощей. Они мечтали вернуться на Родину, в Стамбул, но это так и осталось только мечтой.

Нермин-султан
Нермин-султан

Нищая жизнь во Франции

Шехзаде работал библиотекарем, а у его дочери сильно ухудшилось состояние здоровья, так как не было средств ни на какие медицинские процедуры, должный уход и даже обезболивающие. Анри Матисс подарил Нермин ее картину, они с отцом продали ее тогда за 4000 лир и некоторое время жили на эти деньги.

В 1973 году в их дом забрался вор (по крайней мере, так все хотели представить), отец Нермин оказал сопротивление, но скончался из-за сердечного приступа. Нермин так и не удалось добиться того, чтобы ее отца похоронили на Родине, а в 1974 году мужчинам османской династии разрешили вернуться в Турцию, всего год шехзаде Шевкет-эфенди не дожил до этого долгожданного события.

С того же года Нермин была прикована к постели полностью и постепенно теряла зрение.

Нермин прожила в качестве политического беженца 75 лет, не имела гражданства, в документе, удостоверяющем личность без гражданства, выданном французским правительством, рядом с ее именем было написано «Принцесса Османской империи», но у нее не было ни гроша.

Французское правительство взяло на себя расходы по лечению Нермин и назначило ей весьма скромную пенсию. 7 ноября 1998 года в «палате для нуждающихся» государственной больницы в Баньоль-сюр-Сез (Франция) закончилась жизнь этой османской султанши. Похороны Нермин устроили двое ее верных друзей — врач Чарльз Тёрси, не покидавший ее в последние годы жизни, и его жена.

Жизнь Нермин-султан прошла в боли и нищете, по состоянию здоровья она не смогла вернуться на родину из ссылки, в которую она отправилась, будучи годовалым ребенком, и умерла сиротой в чужой стране.

Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.