Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Первый «контр-миноносец» русского флота

Миноносец «Сокол» в Англии перед уходом в Россию. 
Октябрь 1895 года
Миноносец «Сокол» в Англии перед уходом в Россию. Октябрь 1895 года


10 августа 1895 года
на верфи завода Э. Ярроу в Попляре близ Лондона состоялся спуск на воду корабля, ставшего этапным в истории отечественного судостроения. Речь идет о миноносце «Сокол» — головном в серии из 32 кораблей, построенных по его типу на ряде отечественных судостроительных заводов накануне и во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.
Спуск корабля прошел в присутствии лишь руководства верфи и представителей российского Морского ведомства: морского агента (атташе) князя П. П. Ухтомского и лейтенанта Ф. И. Бера 2-го, назначенного командиром миноносца, — и никакими праздничными церемониями не сопровождался. «Сокол» (под таким наименованием новый миноносец был зачислен в списки Российского флота
18 января 1895 года) сошел
на воду, имея четыре котла под парами, что позволило в тот же день
провести испытания на швартовах, а на следующий день выйти
на ходовые. Результаты последних превзошли самые смелые ожидания: наибольшая скорость составила 30,285 уз, причем индикаторная мощность паровых машин не превысила 4000 л. с.!
Официальные испытания состоялись
25 августа. Около 11 часов миноносец покинул верфь в Попляре и в Грейвесенде взял на борт испытательную партию. Программа испытаний несколько отличалась
от обычно используемой британским Адмиралтейством. На мерной миле в Мэплине следовало выполнить три последовательных пробега, а затем еще два общей продолжительностью два с четвертью часа. После этого миноносец снова выходил на мерную милю, где выполнял еще три пробега с замером времени.

Таким образом, испытания на мерной миле разбивались на две серии,
в результате чего, по мнению весьма авторитетного английского журнала «Engineering»,
«более точно определяется водоизмещение, меняющееся из-за расхода угля, и исключается необходимость приблизительных оценок из-за снижения скорости при поворотах».
Миноносец в одном из пробегов вновь превысил 30-узловой рубеж. Средняя же скорость
«при соблюдении всех контрактных условий»
(в том числе и 30 т
«мертвого груза», замещавшего отсутствующее вооружение и предметы снабжения) составила 29,77 уз
при индикаторной мощности машин около 3900 л. с. и давлении пара
в котлах порядка 12 атм.
Опытовое кренование корабля, проведенное в начале октября, показало, что при полном водоизмещении 241,5 т (запас угля 53 т, масса недостающих грузов замещалась балластом) осадка носом составила 1,63 и кормой 1,51 м, начальная метацентрическая высота 0,854 м
(по контракту не менее 0,64 м).
Благополучно совершив переход из Англии, «Сокол»
16 октября прибыл
в Кронштадт, и через десять дней был подписан акт о его приемке в казну. Таким образом, Э. Ярроу практически выполнил все условия контракта, заключенного
30 мая 1894 года. Положив в основу при проектировании «Сокола» чертежи своего миноносца «Хорнет» (второго миноносца типа «Хэвок», построенного фирмой, и первого с водотрубными котлами), специалисты завода Ярроу смогли создать выдающийся образец военно-морской техники. А его приобретение Россией можно считать большой удачей, поскольку наш флот одним из первых получил корабль нового, очень перспективного класса.

В марте 1902 года «Сокол» переименовали в «Прыткий»
В марте 1902 года «Сокол» переименовали в «Прыткий»


Следует отметить, что Эльфред Ярроу выполнил заказ быстро, качественно и за весьма умеренную цену. Упреки в том, что английский судостроитель якобы пытался
«за наш счет развить свое дело»
(так говорилось в донесении морского агента в Великобритании, будущего адмирала, а тогда еще капитана 1 ранга З. П. Рожественского), вряд ли можно назвать справедливыми. Ну а что касается недостатков «Сокола», таких как слабость корпуса, отсутствие какой-либо броневой защиты, большой расход топлива (до 1,4 кг/л. с.) при малой (около 60 т) вместимости угольных ям, сильной вибрации корпуса
«на полных ходах»
и низкой мореходности, то они были присущи практически всем первым истребителям-дестройерам и обусловливались уровнем развития судостроительной технологии того времени.
Если приемосдаточные испытания миноносца в Англии проходили
при водоизмещении 167 т, то в Кронштадте они проводились
уже при водоизмещении 227 т.
Летом
1896 года с участием гарантийных механиков завода Ярроу определили расход топлива и смазочных материалов при 0,5, 0,7
и 0,9
«от наибольшего числа оборотов».
Расчеты показали, что дальность плавания с 16-узловой скоростью составит 1200 миль, с 10-узловой — не менее 2500. На 4-часовом испытании скорость, для поддержания которой
«не требовалось особых усилий машинной команды», была определена в 22,57 уз, а 10 июня
при мощности 3683 л. с. и частоте вращения 317 об/мин была достигнута скорость 25,89 уз, причем, как отмечала комиссия в своем акте,
«при надлежащей опытности кочегаров» можно было бы добиться
и большей скорости.

Тогда же были определены диаметр циркуляции (2,5 кб, или 463 м)
и время циркуляции (2 мин 33 с).
Время разводки паров не превышало 1 ч. После установки вооружения были проведены артиллерийские и минные стрельбы, особых недостатков не выявившие.
Позднее, уже в ходе эксплуатации, возникли проблемы с минным вооружением. Торпедные аппараты
«просели», и пришлось срочно подкреплять палубу в местах их установки.
В марте
1902 года в соответствии с приказом по Морскому министерству «птичьи» наименования миноносцев поменяли на прилагательные. «Сокол» сделался «Прытким», но его первое имя стало нарицательным для всех кораблей этого типа в русском флоте.


© Н. Н. Афонин
Перед Вами фрагмент сборника "Мидель-шпангоут" №18/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!