Найти тему

"Я стучала тазиком, чтобы больной не слышал, как ему кости режут. Тазом стучала!" -Лидия Николаевна Уткина.

Лидия Николаевна Уткина - пример тех, кто не только выживал сам в блокадном Ленинграде, но и спасал жизни других людей. Однажды дав врачебную клятву Гиппократа, медики даже в самые трудные моменты не забывали о своей профессии - лечить людей. О тяжелых буднях фронтовой блокадной медсестры мы расскажем в этой статье.

Лидия Николаевна Уткина родилась 23 марта 1923 года в Ленинграде. С детства девушка мечтала стать врачом, поэтому после школы пошла учиться в вечернее медицинское училище. Ее мирная жизнь, как и мирная жизнь миллионов советских граждан, закончилась 22 июня 1941 года.

«Только что я закончила медицинское училище и услышала, что началась война. Я не раздумывая пошла в Московский районный военкомат добровольно защищать Родину. Но на фронт меня не послали, и я попала в военный госпиталь медсестрой, где проработала всю блокаду».

Госпиталь в блокадном Ленинграде. Фото 1941-1944 гг.
Госпиталь в блокадном Ленинграде. Фото 1941-1944 гг.

С началом войны в Ленинграде жизнь быстра перешла на военный лад. Система здравоохранения также была перестроена - во многих учебных заведениях были открыты военные госпитали для лечения раненых и больных бойцов Ленинградского фронта.

«На улице Красного Курсанта было летное училище до войны, а в войну - госпиталь. В первый день мне все показали, а на следующий день, пожалуйста - сутки дежуришь.

Раненых было очень много. Многие лежали на носилках, на полу лежали. Все время поступали раненые. Но как только легкораненых подлечивали - они сами, добровольно, просились на фронт. Все хотели защищать Родину!»

Врачи, медсестры, фельдшеры делали все возможное и зачастую невозможное, чтобы спасти жизни защитников Ленинграда. В темноте, при свете лучин проводились операции и процедуры, делались перевязки и уколы.

«Раненых лечили без наркоза, в темноте почти, лампы какие-то жгли и лучины. Раненые стонали, кому-то ампутировали ноги, и руки… Медикаментов почти не было. Вот я помню - стучала тазиком, чтобы больной не слышал, как ему кости режут. Тазом стучала! Орали, а что делать? В то время трудно было с наркозом.

Фото из архива Л.В. Шапориной: операция раненого в ленинградском госпитале, в котором она работала медсестрой во время блокады. 1942 г
Фото из архива Л.В. Шапориной: операция раненого в ленинградском госпитале, в котором она работала медсестрой во время блокады. 1942 г

Некоторые раненые инвалидами оставались, но жить хотели. А другие просили, чтобы их совсем убили, но нельзя! Закон не позволяет! Поэтому многих раненых мы спасали, лечили и отправляли в тыл».

Фашисты каждый день подвергали блокадный Ленинград авианалетам и обстрелам своей артиллерии, не жалея никого из жителей и защитников города. Бомбы и снаряды сыпались на жилые кварталы, школы, детские сады, больницы и госпитали.

«Нас часто бомбили в блокаду. Фашистские самолеты часто летали, бросали зажигательные бомбы и такие [фугасные]. Я дежурила на чердаке и даже две бомбы зажигательные погасила.

На чердаке стояла бочка с песком, в которой лежали железные клещи с ручками деревянными. Вот за эти ручки деревянные брали, бомбочку хватали и в песок зарывали».

Однако самым страшным спутником жизни в блокадном Ленинграде стал страшный голод. Медицинские работники, несмотря на недоедание, ни на минуту не оставляли своей работы.

«Самое страшное - это голод, холод. Голодали, холодали! Кормили так, чтобы не померли. А откуда пайки-то? Но выживали. Я была медсестрой, поэтому и выжила.

Каков был паек медсестры? 250 граммов хлеба, утром скудненькая кашка на воде, в обед кашка какая-то, а на ужин немного нежирного кефирчика. Больше ничего не давали».

В таких условиях прошли тяжелые 872 дня в блокадном Ленинграде. 27 января 1944 года жители и защитники города услышали долгожданную весть: блокада полностью снята! Враг откинут от стен Ленинграда!

Фронт, а вместе с ним и военный госпиталь, в котором служила Лидия Николаевна Уткина, двинулся на Запад. Впереди было освобождение советских республик, европейских стран и битва за Берлин. 9 мая 1945 года наступил День Победы.

«Я встретила День Победы на берегу Дуная, в Румынском городе Браилов. Вокруг все танцевали, плакали, радовались и обнимались! Солдаты женщин обнимали, женщины солдат! Ой, такая радость была большая, неописуемая радость!»

Жители Бухареста приветствуют советских танкистов 9 мая 1945 года.
Жители Бухареста приветствуют советских танкистов 9 мая 1945 года.

После Победы Лидия Николаевна вернулась в разрушенный Ленинград. Сперва работала в милиции регулировщицей, а затем более 34 лет воспитателем в детском саду. И всю свою жизнь она считает самыми дорогими наградами две медали - «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией».

«Мы всю жизнь будем помнить о войне и награды свои смотреть. Самая дорогая для меня из них - медаль «За оборону Ленинграда», потому что я сама в Ленинграде жила, всю блокаду провела здесь. И вторая - «За Победу над Германией» - потому что радовались, что окончилась война».

Лидия Николаевна Уткина, портретное фото, 2021 год.
Лидия Николаевна Уткина, портретное фото, 2021 год.

#Росмолодежь #росмолгрант #ресурсцентр #роспатриот #ВКМП #Россиястранавозможностей