Найти тему
Политсовет

Одних полпредов мало: зачем регионам назначили кураторов в правительстве

В правительстве России появились собственные кураторы регионов — каждый федеральный округ получил своего вице-премьера. Решение необычное и неочевидное, причем настолько, что дает поводы говорить о грядущих переменах в политическом устройстве страны.

О разделении федеральных округов между вице-премьерами говорил во время «Прямой линии» президент Владимир Путин. До этого в правительстве был только один региональный вице-премьер — Юрий Трутнев, отвечающий за Дальний Восток и Арктику и совмещающий эту должность с постом полпреда президента.

Теперь получили региональную нагрузку и другие зампреды правительства.

«Виктория Абрамченко будет отвечать за Сибирский федеральный округ, Юрий Борисов — за Уральский федеральный округ, Татьяна Голикова — за Северо-Западный федеральный округ. Дмитрий Григоренко будет курировать Центральный федеральный округ, Александр Новак — Северо-Кавказский федеральный округ, Юрий Трутнев — Дальневосточный федеральный округ, Марат Хуснуллин — Южный федеральный округ. В ведение Дмитрия Чернышенко поступает Приволжский федеральный округ», — сообщили накануне в кабмине.

По официальной версии, новый функционал нужен вице-премьерам, чтобы помогать регионам с программами экономического развития и «чтобы жизнь каждого гражданина менялась к лучшему». Но вряд ли эта формулировка кого-то устроила. Звучит как минимум несколько версий того, зачем понадобилась эта мини-реформа.

Первая версия, прозаическая, сводится к тому, что перед нами некая оптимизация отношений правительства с губернаторами. Не секрет, что одна из составляющих работы для глав регионов — ездить в правительство и министерства, ходить по разным кабинетам и выбивать деньги для своих территорий, пытаться войти в различные госпрограммы и продвигать проекты.

Можно предположить, что такие визиты губернаторов в правительство стали слишком частыми и хаотичными. Возможно, кому-то из правительства это даже надоело, и поток губернаторов было решено как-то систематизировать. Теперь, по замыслу реформы, губернатор должен первым делом ехать к своему курирующему вице-премьеру и там с ним обсуждать свои проблемы и дальнейшие действия. По этой логике, любой министр может теперь отправить губернатора к куратору и без согласования с вице-премьером даже не рассматривать никаких региональных инициатив. И уж конечно, губернаторы теперь не будут докучать лично Михаилу Мишустину.

Вторая версия, более романтическая, говорит о том, что перед нами первый шаг в перераспределении полномочий между составляющими вертикали власти. Неслучайно сразу после решения Мишустина все заговорили о том, что вице-премьеры, по сути, отбирают хлеб у полпредов президента. А это заставляет вспомнить давно идущие разговоры о том, что институт полпредов изжил себя и вскоре будет отменен.

Разумеется, ни Кремль, ни правительство об отмене полпредств не говорят. Но, так или иначе, курирующий вице-премьер неизбежно станет аппаратным противовесом для полпреда. По сути, это еще один канал, по которому губернатор может донести до руководства страны свою позицию, в обход полпредства. И любой вице-премьер, если он захочет, сможет это преимущество выгодно использовать — приезжать почаще во вмененные регионы, встречаться с губернаторами, проводить инспекции. В общем, делать все то же, что и полпред, постепенно перетягивая на себя симпатии региональных элит.

Здесь есть один тонкий момент. Полпреды — это составляющая «президентской вертикали», напрямую входящая в структуру администрации президента. А вице-премьеры, так или иначе, — это люди из правительства (хотя не все они, само собой, могут считаться командой Михаила Мишустина). И ослабление полпредов — это в каком-то смысле и ослабление президента и Кремля. Причем очевидно, что Владимир Путин дал на это добро. Значит ли это, что он согласен дать правительству больше власти во внутренней политике, а сам будет предпочитать заниматься внешней? Такой вывод, хоть и поспешен, но все же возможен.

Наконец, есть еще и третья версия, самая скучная, но вполне реалистичная. Возможно, что никакого скрытого смысла в реформе нет, а бюрократия просто создает имитацию бурной деятельности, придумывая для себя новые полномочия и зоны ответственности. Как создаются комиссии и рабочие группы, а потом комиссии по ликвидации рабочих групп, так и тут то же самое — вице-премьеров кураторами регионов, потому что «а почему бы и нет, лишним не будет». Система стремится к своему бесконечному усложнению, полномочия дублируются, статусы наслаиваются один на другой.

Неслучайно координировать работу курирующих вице-премьеров будет комиссия по региональному развитию, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин. Тут можно вспомнить, что раньше в правительстве было министерство регионального развития, потом его упразднили, но зато теперь есть комиссия. Теперь к ней еще подключаются и вице-премьеры. В общем, работы — непочатый край. Главное ведь, как говорит Михаил Мишустин, «чтобы жизнь каждого гражданина менялась к лучшему».

Алексей Шабуров

http://politsovet.ru/