Название канала обязывает рано или поздно написать о лошадях. И первыми пусть будут знаменитые кони Клодта на Аничковом мосту. Тем более, что в греческой мифологии управляющие ими братья Диоскуры
- Полукс и Кастер - считались покровителями путешественников.
Предшественники и прародители.
Создавший знаменитые статуи Петр Карлович Клодт, приступая к работе, внимательнейшим образом изучил то, что было сделано до него.
Именно на эти образцы он собирался опереться в своей работе. Великолепные статуи, просто необыкновенные лошади.
Вывезли в люди.
Они стали его фетишем. Собственно тем, что Клодт стал знаменитым скульптором, он обязан именно лошадям, своей пламенной любви к ним.
Родившись в семье потомственных военных, Петр Карлович Клодт фон Югерсбург должен был продолжить династию. Его прапрадед принимал активное участи в Северной войне. Отец отличился в Отечественной войне 1812 года и даже заслужил место в галерее в Зимнего Дворца. Будущее было предопределено. К счастью, постигать азы будущей профессии юному Петру пришлось в Войсковом казачьем училище в Омске. Возможно, именно в это время зарождается его страстная любовь к лошадям.
Он наблюдает, зарисовывает, лепит, вырезает фигурки из дерева. Когда Клодт учится уже в артиллерийском училище в Петербурге, одна из таких фигурок попадает на глаза известному литератору Гречу. Тот показывает ее товарищам, среди них поэт Кукольник, композитор Глинка, Даль. Фигурка приводит их в восторг. Причем, это не великолепный породистый скакун. Напротив, простая, очень непарадная , старая лошадь, с провалившейся спиной и потертыми боками. Но сделанная с большой симпатией. Лошадка разыгрывается в лотерею и "привозит" автору первый бонус - набор инструментов для резки по дереву. Дальше больше - внимание к его забаве проявляют великие князья во время маневров в Красном. Вероятно, в это время у него рождается мысль нарушить семейную традицию и серьезно заняться скульптурой. Через два года после окончания училища он выходит в отставку и по высочайшему повелению зачисляется вольнослушателем в Императорскую академию художеств. У него великолепные наставники: И.П. Мартос, С.И. Гальберг, Б.И. Орловский. Он настойчиво учится в Академии и не менее настойчиво его "учат" лошади.
Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры.
Любимые лошади продолжают "везти" его к мечте. В 30-х годах 19 века огромной популярностью пользуются его маленькие лошадки - статуэтки. Эта популярность приносит автору первый большой заказ.
Успешный дебют.
Арку Нарвских ворот решено украсить колесницей победы, запряженной шестеркой коней. Клодт приглашен в качестве соавтора к маститым скульпторам и прекрасно справляется со своей задачей. Годы упражнений не проходят даром. Лошади не подвели, остановив свой стремительный бег на самом краю пропасти. И уже традиционно "вывезли" на следующий недосягаемый ранее уровень.
Император.
Если в России и жил в то время человек не менее страстно влюбленный в лошадей, то это был император Николай Первый. Азартным лошадник, превосходный наездник, он понимал толк в разведении лошадей. По его приказу в Петергофе была построена Пенсионерская конюшня для отслуживших свой срок коней.
Именно он забраковал первоначальный вариант шестерки лошадей для Нарвских ворот, выполненный Демут-Малиновским, и настоял на приглашении Клодта, почувствовав в нем не столько профессионала, сколько собрата по духу. Кстати, сначала планировалась квадрига, превратившаяся в шестерку из-за больших размеров арки.
Невезучие кони рвутся в историю.
Через некоторое время случай опять столкнет Клодта с бывшим соавтором, и снова Император выберет коней Клодта. Но далеко не сразу им удастся найти достойное пристанище.
Планировалось как-то украсить Дворцовую пристань Адмиралтейской набережной. Но соседство клодтовских коней со устанавливаемыми там львами тот же Николай сочтет неприемлемым. Клодт подастся со своими скульптурами на Университетскую набережную, и опять - мимо. Место занято привезенными египетскими сфинксами.
Аничков мост Клодт выбирает сам. Чутье его не подводит. Место знаковое - мост является продолжением перспективы Невского проспекта. По мысли автора здесь должно быть 4 скульптурных группы. Две с одной стороны и две аналогичных с другой. Это звездный час Клодта. И кони, и удерживающие их юноши вызывают восторг публики. Хотя работа еще не закончена. На одном берегу Фонтанки - бронзовые статуи, на другом - временные, гипсовые. В бронзе они настолько великолепны, что Николай считает возможным преподносить вновь отлитые скульптуры в качестве роскошных подарков. Сначала прусскому королю Фридриху-Вильгельму в Берлин, а потом "королю обеих Сицилий" Фердинанду Второму в Неаполь. Стоит Клодту отлить новую пару, как приезжает очередной важный гость, которого следует достойно одарить.
Что Бог не делает, все к лучшему.
Клодт не отчаивается, не смотря на то, что в силу обстоятельств отливкой статуй ему приходится заниматься самому. Более того ему, вероятно, опостылело делать одно и тоже, и он изменяет генеральный план. Теперь все скульптурные группы служат одной идее, иллюстрируя разные степени укрощения диких необузданных коней человеком.
Кони Клодта становятся символом города. Сейчас уже трудно представить Петербург без этих скульптур. Во время Великой Отечественной войны их зарывали в Летнем саду, укрывая от бомбежек, и город скучал.
Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала момент возвращения скульптур на прежнее место в ночь с 1 на 2 июня 1945 года:
«Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».
И еще один изумительный скакун.
Император Николай Первый сыграл в творческой жизни Клодта важную роль. Их отношения обросли многочисленными легендами, иногда не слишком приятными для Клодта. Но скульптор чувствовал признательность по отношению к своему высокому патрону и сумел по-своему выразить ее, создав прекрасный памятник императору. Очень необычный. Один из немногих, где конная статуя имеет только две точки опоры. Ему пришлось поломать голову, применить разнообразные инженерные хитрости, но результат того стоил.
Где можно увидеть шедевры.
Конечно, хочется поехать в Питер, побродить по его великолепным улицам, полюбоваться конями Клодта непосредственно на Аничковом мосту. Но если нет такой возможности нет, не стоит расстраиваться. Они великолепным эскадроном разлетелись по городам и весям России. Их можно увидеть в окрестностях Петербурга - в Стрельне, Петергофе и в московских Кузьминках, бывшем имении Голицыных.