Найти тему
О Москве нескучно

"Курская" Кольцевой линии: интересные факты и немного тайн

Оглавление

Какой станция планировалась изначально, и почему делать её такой в итоге не стали? Правда ли, что наземный вестибюль и Курский вокзал должны были сочетаться между собой? Куда подевались хрустальные торшеры в центре зала и ковёр из плитки в переходе на Арбатско-Покровскую линию? А также - какое значение у медальона на путевой стене с загадочной надписью? Об этом и не только расскажу сегодня.

Единому ансамблю быть? Да нет, не быть

Станция "Курская" открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии Московского метро (до"Парка культуры"). Строительство шло в большой спешке. Ведь #кольцевая линия планировалась, как архитектурный памятник Победе #СССР в Великой Отечественной войне. По этой причине у всех станций первого участка "Кольцевой линии" только один наземный вестибюль. Вторые делать не стали, чтобы сэкономить время.

"Курская" расположилась там, где находится одноимённый вокзал. В те времена он выглядел совсем по-другому. Поэтому архитекторы хотели органично вписать наземный вестибюль в облик старой железнодорожной станции. У них это хорошо получилось. Однако сегодня, после реконструкции вокзала 1970-х, это два абсолютно разных по стилю сооружения, которые не сочетаются между собой.

Курский вокзал уже после реконструкции. С неземным вестибюлем "Курской" он совсем не сочетается, 1978-1979.
Курский вокзал уже после реконструкции. С неземным вестибюлем "Курской" он совсем не сочетается, 1978-1979.

#Строительство вели закрытым способом с помощью тоннелепроходческого щита. Ведь станция находится на большой глубине. А именно - 40 метров под землёй. По конструкции платформа стандартная для Кольцевой линии - пилонная трёхсводчатая.

Строительство станции "Курская" Кольцевой линии, 1949.
Строительство станции "Курская" Кольцевой линии, 1949.

Облегчение конструкции и загадочные надписи

Проектировали "Курскую" архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышёва. Изначальный вариант станции был несколько другим. Эскиз представлял собой нечто более вычурное. Массивные пилоны; лавочки; орнаменты на сводах и колонны, похожие на те, что располагаются на "Театральной". В целом, конструкция смотрелась монументальнее, но в то же время тяжелее. Поэтому архитекторы решили её облегчить.

Один из проектов станции "Курская" Кольцевой линии. Эскиз отсюда: https://spjasshka.livejournal.com
Один из проектов станции "Курская" Кольцевой линии. Эскиз отсюда: https://spjasshka.livejournal.com

По сравнению с некоторыми другими станциями Кольцевой линии, "Курская" получилась более сдержанной. Здесь практически нет лепнины, мозаик или других ярких украшений. Такой относительно скромный вид у платформы связан с наземным вестибюлем. Он вышел очень богато украшенным. Одна только массивная скульптура И.В. Сталина чего стоила. Поэтому архитекторы решили, что станция не должна быть слишком роскошной. То есть задумали сыграть на контрасте.

Пилоны стали уже (на первый слог ударение), по сравнению с первоначальным вариантом. Между колоннами появилось больше свободного пространства. Отделали конструкции, как и путевые стены, мрамором светлых оттенков: от белого до кремового. Над пилонами разместили золотой (или же бронзовый) жгут, будто сплетённый из растений. Здесь и листья, и бутоны, и колосья, и даже подсолнухи. Кстати, на путевой стене можно увидеть медальон с загадочной надписью "Курская Большого кольца 1945-1949". Это напоминание о том, что когда-то существовал проект Малой Кольцевой линии по периметру Бульварного кольца.

Вот и тот самый медальон на путевой стене, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Вот и тот самый медальон на путевой стене, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Хрусталь и узоры: не осталось ничего

Пол станции выложили гранитом красного и чёрного цветов. Камни разных оттенков образуют своеобразный геометрический узор. Интересно, что в переходе на "Курскую" Арбатско-Покровской линии первоначально пол сделали из метлахской плитки. Он был похож на мягкий ковёр с узорами в древнерусском стиле. К сожалению, такой материал не мог прослужить долго. Спустя время пол заменили на гранитный без какого-либо намёка на орнамент.

Орнамент из метлахской плитки в переходе между "Курской" Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, 1950-1951.
Орнамент из метлахской плитки в переходе между "Курской" Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, 1950-1951.

Сам же переход на соседнюю линию устроили в центре зала "Курской-кольцевой". Здесь мы можем увидеть купол, по периметру которого располагаются арки между пилонами. В этом пространстве архитекторы запроектировали ниши. Туда поставили очень красивые торшеры. Они, кстати, в начале были хрустальными. Более того, светильники дожили практически до наших дней. Однако в начале 2000-х один из торшеров разбился. Композиция была нарушена, поэтому решили лампы убрать совсем. Вернули на место их в 2009 году, но теперь плафоны сделаны из пластика и покрыты металлической сеткой.

Завершили украшение станции огромными люстрами. В архитектурных путеводителях указывается, что конструкции напоминают солнце, если смотреть на них снизу. Оригинальные светильники и в боковых залах: люстры с длинными лампочками. За проект станции #Курская зодчие Чернышёва и Захаров получили Сталинскую премию. Жалко лишь, что оценить все их усилия трудно. На поверхности располагается вокзал, поэтому на самой на платформе всегда очень много народу. Лишний раз не хочется останавливаться.

Красоту не разглядеть за потоком пассажиров

Единственная часть станции, которую изначально не украшали, - это южный торец. В начале статьи я упоминал, что в 1950 году построили только один наземный вестибюль. Планировалось, что вскоре появится и второй. Поэтому в стене просто находилась дверь в техническое помещение. Оказалось, что ждать придётся намного дольше. Второй выход открылся только в 1995 году, совмещённый с вестибюлем "Чкаловской".

Совместный вестибюль для "Курской-кольцевой" и "Чкаловской", 2016. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com
Совместный вестибюль для "Курской-кольцевой" и "Чкаловской", 2016. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

В 1970-х переделали #курский вокзал . От интересного сооружения ничего не осталось. Хотя вы можете посмотреть, как выглядел старый вокзал с платформы. Ведь его просто встроили в новую коробку. #Архитектура стала совсем другой, поэтому теперь вместе с вычурным наземным вестибюлем "Курской-кольцевой" ансамбль не смотрится.

Станция "Курская" Кольцевой линии, 2016. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com
Станция "Курская" Кольцевой линии, 2016. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

В 2009 году завершили реконструкцию внутреннего убранства самого вестибюля. Я не стал описывать его украшения, потому что в статьях про #метро рассказываю только о платформах. Но здесь реставраторы хорошо поработали. Внутри чувствуется какая-то монументальность. Словно ты не в #московское метро заходишь, а в музей или какое-то значимое сооружение. Если у вас будет возможность, обязательно рассмотрите декор вестибюля.

Например, вот фотография. Вестибюль станции "Курская-Кольцевая" после реконструкции, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Например, вот фотография. Вестибюль станции "Курская-Кольцевая" после реконструкции, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!